Таблица 3.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ НАЙМА ПЕРСОНАЛА
ИСТОЧНИК |
ПРЕИМУЩЕСТВА |
НЕДОСТАТКИ |
Внешний |
Больший выбор кандидатов Привнесение новых идей, приемов, опыта работы. |
Долгий период адаптации новичка в фирме, отрасли, Необходимость первичного обучения Ухудшение морального климата со стороны претендентов на должность из организации |
Внутренний |
В фирме известны достоинства и недостатки работников Сокращение затрат на процедуру отбора Возможность продвижения собственных сотрудников. |
Семейственность, приводящая к застою в появлении новых идей Ограниченность выбора "Оголение" других должностей |
В качестве собственно источников поиска кандидатов в туризме и гостеприимстве могут быть использованы:
1. Продвижение но службе внутри туристской организации.
2. Переводы из отдела в отдел.
3. Назначение топ-менеджеров из специального резерва руководителей.
4. По рекомендациям сотрудников
5. Самопроявившиеся кандидаты, занятые поисками работы в индустрии.
6. Объявления в средствах массовой .информации (СМИ).
7. Выпускники и студенты старших курсов колледжей и университетов но туризму.
8. Государственная служба занятости
9. Частные агентства по подбору персонала.
Многие специалисты советуют использовать одновременно несколько источников: 1) всегда искать претендентов внутри фирмы; 2) использовать по меньшей мере два внешних источника [21].
3.2.2.Порядок отбора персонала
Отбор персонала можно представить в следующем виде :
- определение правил отбора
- первичный отбор
- собеседование с менеджером по персоналу
- справки о кандидате
- собеседование с руководителем подразделения
- испытание
- заключение трудового соглашения
Определение правил отбора позволяет уточнить основные процедуры оценки кандидатов, а также выделить ключевые позиции сравнения претендентов [23].
Первичный отбор начинается с анализа списка и документов кандидатов. Его цель - отсеять тех, кто не обладает минимальным набором характеристик, необходимых для занятия вакантной должности. Каждая организация вправе устанавливать свои требования к документам претендентов .
Наиболее распространенными методами первичного отбора являются: анализ анкетных данных, тестирование, экспертиза почерка .
Анализ анкетных данных является самым простым, дешевым и достаточно эффективным методом первичного отбора. Недостаток метода - в его ориентации на прошлые заслуги кандидата, что не позволяет выделить настоящий и будущий потенциал работника. Чаще всего для документирования анкетных данных используются:
1) личный листок по учету кадров;
2) справку-резюме с перечислением профессиональных и моральных характеристик кандидата. Если личный листок по учету кадров ориентирован более на выявление общественно значимых фактов из жизни кандидата, то справка-резюме - профессиональных, а также на предыдущем опыте работы .
Тестирование используется как для определения уровня профессиональных знаний, так и для выявления моральных качеств претендентов. Достоинство этого метода первичного отбора в том, что оценивается настоящая, сегодняшняя компетенция кандидата с учетом особенностей организации и будущей должности. Недостаток - высокие издержки, необходимость сторонней помощи в составлении и обработке тестов, условность и ограниченность тестов, не дающих полного представления о кандидате. В последнее время тестирование завоевывает все большую популярность у менеджеров по персоналу крупных компаний. Например, в мультинациональной компании Марс, делающей акцент па подборе персонала самого высокого качества, все кандидаты на руководящие должности проходят через три теста: тест типа личности, тест аналитических способностей, тест логического мышления [ 21].
Экспертиза почерка получила особо широкое распространение во Франции. Этот метод является разновидностью тестирования, но требует меньших затрат. Он основан на теории, что почерк человека выступает отражением личности. Такая оценка кандидатов очень спорная и потому метод используется в качестве дополнительного и не имеющего решающее значение.
После первичного отбора составляется список кандидатов наиболее соответствующих требованиям организации. Все остальные уведомляются о решении прекратить рассмотрение их кандидатур на искомую должность.
На следующем этапе отдел человеческих ресурсов проводит индивидуальное собеседование (интервью) с отобранными кандидатами. Это очень ответственный этап и потому многие турфирмы уделяют ему большое внимание. Например при отборе в Swissair кандидаты могут подвергаться 5-6 часовому собеседованию. Все кандидаты от посудомойки до аудитора, устраивающиеся на работу в гостиницы Guest Quarters, должны пройти четыре этапа устных интервью.
Важно понять, что собеседование - двусторонний процесс. Менеджер по персоналу должен предоставить кандидату максимально объективную и полную информацию об организации, чтобы избежать приема на работу тех, чьи ожидания расходятся с потенциальными возможностями фирмы. Кроме того, каждая организация, коллектив имеет собственную культуру, ценности, ритуалы, стиль поведения сотрудников. Эти мировоззренческие характеристики, позиции могут не совпадать у кандидата и руководства, персонала турфирмы.
Наиболее распространенным видом собеседования является собеседование «один на один». Однако сегодня используются и другие виды, когда один менеджер по персоналу встречается с несколькими кандидатами, чтобы пронаблюдать их поведение в такой стрессовой ситуации. Или несколько представителей организации - на одного кандидата, что придает объективности оценке и качество интервью [9].
Завершение собеседования происходит только после получения интервьюером всей необходимой информации. Для этого достаточно подать стандартные невербальные сигналы окончания беседы, например предложить задать последний вопрос.
Затем поблагодарить кандидата и обяснить порядок дальнейшего отбора, а также поддержания связи. Оценка кандидата должна быть произведена сразу после собеседования, иначе острота восприятия, атмосфера собеседования будут утеряны. Резуль таты собеседования документируются с помощью специальных форм оценки кондидатов.
Следующим этапом отбора становится получение справок о кондидате. Широко распространены письменные рекомендации людей, знающих кандидата по совместной работе, учебе. вместной работе, учебе, занятиям спортом и т.д. Как правило, такие рекомендации содержат исключительно положительные отзывы.