5. Мужчина менее подвержены этому явлению, чем женщины.
6. Хорошее отношение со стороны генеральных менеджеров уменьшает текучесть кадров среди их помощников.
Конечно же, удержать хороших менеджеров можно с помощью различных факторов, помимо зарплаты и материальных благ. Основные из них:
• Возможности продвижения по службе,
• Интересная работа.
• Повышение ответственности менеджера.
• Хорошие условия работы.
• Чувство осознания себя частью целого.
• Высокая оценка необходимость выполняемой менеджером работы.
• Безопасность работы.
• Хорошие программы обучения.
• Персонализированная лояльность компании к менеджеру.
• Хороший коллектив сотрудников.
• Преимущества дополнительных льгот (пенсии, оплачиваемые отпуска, туры и т.д.).
• Географическое местоположение.
• Удобное место работы.
• Помощь в решении личных проблем.
[20]
3.1.2. Методы определения потребности в персонале
Современные туристские организации используют следующие методы определения потребности в персонале.
Метод экстраполяции - наиболее простой и часто употреб-
ляемый. Его суть - перенесение сегодняшней ситуации на будущее. Например, турагентство «Глобус» в 1999 г. имело пять агентов и объем реализации 100000 долларов США. В 2000 г. стратегической задачей фирмы стало достичь объема реализации в 140000 долларов, следовательно, потребуется еще два агента.
Привлекательность метода - в его простоте. Основной недостаток - невозможность учесть изменения в развитии организации и внешней среды. Поэтому этот метод подходит для краткосрочного планирования в организациях со стабильной организационной структурой, действующих в стабильной внешней среде, что очень большая редкость в отечественном туризме. Поэтому многие фирмы используют метод скорректированной экстраполяции.
Метод учитывает изменения в соотношении факторов, определяющих численность сотрудников - повышение производительности труда, снижение текучести кадров, повышение заполняемое средства размещения и т.д.
Метод экспертных оценок основывается на мнении руководителей подразделений относительно потребности в персонале. Менеджер по персоналу собирает, анализирует и резюмирует их оценки. Для этого могут быть использованы: групповое обсуждение, письменные отчеты, метод Дельфи (многократная экспертная оценка).
Суть последнего метода состоит в том, что результаты первичной экспертной оценки потребности в персонале доводятся до сведения всех членов экспертной группы и подвергаются критическому анализу. Обобщенный результат второй экспертной оценки и составляет прогноз потребности в персонале.
Преимущество метода экспертных оценок - участие в планировании управления персоналом линейных менеджеров. Недостаток - трудоемкость процесса сбора и обработки заключений экспертов, а также субъективность последних.
Компьютерные модели как метода определения потребности в персонале представляют собой наборы математических формул, которые позволяют одновременно использовать методы экстраполяции, экспертных оценок, а так же информацию о динамике все вышеперечисленных факторов, влияющих на потребность в рабочей силе.
Модели дают возможность добиться наиболее точных прогнозов. Недостаток метода - высокая цена моделей и необходимость специальных навыков для работы с ними [20].
Общий контроль над политикой в сфере управления персоналом и окончательную ответственность за ее успех несет высшее руководство. На методы и эффективность поиска и отбора кадров влияет политика руководства туристкой организации в отношении персонала, обучения и развития работников и понимание значения поддержания хорошего морального климата в организации.Основная задача отбора-найти такого сотрудника, который сможет решить поставленные перед ним задачи, внести свой вклад в достижение стратегической цели организации.
Основными предпосылками, определяющими эффективность работы по подбору и отбору кадров, являются:
§ постановка четких целей организации;
§ разработка эффективной организационной структуры управления, позволяющей обеспечить достижение этих целей;
§ наличие кадрового планирования, являющегося связующим звеном между целями организации и организационной структурой управления. Кадровое планирование – это фундамент политики в отношении персонала, обеспечивающий систематический подход к подбору и отбору кадров.
§ Обычно при отборе кандидатов используют не один метод, а целый комплекс различных методов, направленных на всестороннюю оценку кандидатов.
Комплексная система отбора может включать в себя методы, приведенные в таблице 2.
Таблица 2.
МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ |
МЕТОДЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА | ||||
Стандартная форма «Сведени о кандидате» |
Интервью |
Тестирование |
Проверка рекомендаций |
Медицинское обследование | |
Интеллект |
v |
v |
v |
v | |
Образование |
v |
v |
v | ||
Профессиональный опыт |
v |
v |
v | ||
Состояние здоровья |
v |
v |
v |
v | |
Личностные характеристики |
v |
v |
v | ||
Мотивация, отношение к работе |
v |
v |
v | ||
Коммуникативные качества |
v |
v |
v |
Конечно, вряд ли можно найти идеального кандидата. Поэтому требования к должности должны быть реалистичными и допускать определенную степень гибкости.
3.2.1.Источники найма персонала
Традиционно, источники найма персонала делят на внешние (кандидаты из внешней среды организации) и внутренние (кандидаты из «собственного дома»). Оба источника имеют и преимущества, и недостатки .