|
|
|
|
Рис . 1 . Факторы, определяющие принципы управления.
Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента соблюдать принципы, которые являются общими для всех подсистем системы управления (2 , с. 45 - 46):
¨ сочетание специализации и универсализации в управлении (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);
¨ устойчивость к внешней среде (при изменении отдельных элементов микро - и макросреды предприятия система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);
¨ экономичность управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты:
n трудовые ;
n материальные;
n временные;
n финансовые;
n моральные.
¨ эффективность управления ;
¨ сочетание централизации и децентрализации в управлении (в каждой конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций).
Приведенные принципы управления характерны для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы должна формироваться и функционировать на основе еще и специфических принципов . Так специфическими принципами управления персоналом являются :
n разделение труда;
n единоначалие;
n подчиненность личных интересов общим;
Невозможно представить управление без целевой деятельности управляющих субъектов.
Цель управления - это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления -- организации .
Вообще цель - мысленное предвосхищение результата деятельности . Значит , цель -- это идеальное описание результата деятельности .
Деятельность - процесс достижения результата или цели . Не сами цели как таковые приводят к результату , а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий .
Средства достижения – это существующие в природе и обществе предметы или действия ( для организации - ее структура и процессы ) , включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата . Цели являются существенным элементом системы управления, выполняя :
n организующую роль ;
n мотивирующую роль;
n контролирующую роль.
Организующая роль – организация и направление средств достижения целей на результат.
Мотивирующая роль - мотивация деятельности по активизации людей на достижение цели . Но сами цели , определяя значимые для коллектива результаты , имеют мотивирующее значение .
Контролирующая роль – сравнение фактического и заданного (целевого) параметров системы.
Иерархия целей означает, что индивидуальные цели определяют цели более высокого уровня и, наоборот, цели верхнего уровня складываются (логически) из целей нижнего уровня и так далее до главной цели.
Классификация целей:
¨ по уровню:
n народнохозяйственные;
n отраслевые;
n территориальные;
n предприятия;
n и т.д.
¨ сроку действия:
n перспективные ;
n текущие .
¨ охвату проблемы и масштабу действия:
n стратегические ;
n тактические .
Требования к целям (1 , с . 26):
¨ согласованность и совместимость целей ;
¨ реалистичность (достижимость);
¨ понятность для исполнителя;
¨ гибкость (обратная связь).
Обязательную процедуры целевого управления составляет построение дерева целей и задач.
Задачи управления, сформулированные в результате структуризации целей управления, подразделяются на три типа:
¨ работа с людьми ;
¨ работа с предметами;
¨ работа с информацией.
Цели организации связаны практически со всеми категориями управления (рис . 2) (7 , с .23 - 24):
|
|
|
|