|
РИС .2 . Связь целей организации
с основными категориями теории
управления.
9 . Природа и состав функций управления.
Функция ( дословно - действие ) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности , возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления .
Очевидно, что в любом виде управленческой деятельности (функции управления) можно выделить задачи управления и входящие в них процессы и операции. Принятие решений является первичной функцией менеджмента и в то же время это составная часть любой функции управления.
Функции управления можно условно разделить на общие и специальные. Количество и состав тех и других не определены .
Иногда все общие функции управления объединяют в следующие группы:
¨ планирование ;
¨ организация;
¨ оперативное управление;
¨ мотивация;
¨ контроль;
¨ координация.
Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью или цикличностью в процессах управления, поэтому общие функции можно назвать и типовыми элементами управленческого цикла.
Чаще всего управленческую деятельность подразделяют на четыре основные функции управления (1 , с . 32 -- 38):
¨ планирование ( выбор целей и план действий по их достижении ) ;
¨ организация ( распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними ) ;
¨ мотивация ( стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей ) ;
¨ контроль ( соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными ) .
Эти четыре основные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
Планирование является важной функцией управления. К главным принципам планирования относятся все научные подходы к менеджменту . Их соблюдение является обязательным условием разработки обоснованного плана .
К дополнительным принципам планирования относятся:
¨ ранжирование объектов по их важности ;
¨ сбалансированность плана ;
¨ согласованность плана с параметрами внешней среды ;
¨ преемственность стратегического и текущего планов ;
¨ социальная ориентация плана ;
¨ автоматизация планирования ;
¨ экономическая обоснованность показателей;
¨ обеспечение обратной связи системы планирования при управлении.
В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях:
¨ стратегическом ;
¨ оперативном .
Следующей функцией управления является организация управленческих процессов . Эти процессы подразделяются на :
¨ основные ;
¨ вспомогательные ;
¨ обслуживающие .
К обслуживающим управленческим процессам относятся:
¨ накопление ;
¨ контроль ;
¨ передача предмета труда.
К вспомогательным управленческим процессам относятся:
¨ операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.
Основными условиями рациональной организации управленческих процессов являются:
¨ пропорциональность ;
¨ непрерывность;
¨ параллельность;
¨ прямо точность;
¨ ритмичность;
¨ концентрация однородных предметов труда в одном месте;
¨ гибкость процесса.
Мотивация - процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей .
В теориях мотивации выявлены основные виды потребностей, побуждающих людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При разработки концепций наибольшее значение имели работы А.Маслоу , Ф.Герцберга и Д . МакКлелланда .
По теории американского психолога А.Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры (рис .3) .
|
|
потребности
|
Первичные
потребности
Рис . 3 . Иерархия потребностей по А.Маслоу.
Последняя функция управления -- контроль , который устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным , выявляет отклонения и их причины .
Контроль можно классифицировать (2 , с . 34):
¨ по объектам контроля ;
¨ по исполнителям ;
¨ по степени охвата объектов контроля;
¨ по режиму контроля;
¨ по времени контроля;
¨ по периодичности выполнения контрольных операций;
¨ по уровню механизации (автоматизации);
¨ по стадиям жизненного цикла объекта.
Решение -- это социально – психологический акт выбора одного или нескольких вариантов из множества возможных .
Управленческие решения классифицируются по следующим признакам:
¨ стадия жизненного цикла товара ;
¨ подсистема системы менеджмента ;
¨ сфера действия ;
¨ цель ;
¨ масштабность ;
¨ Организация выработки ;
¨ продолжительность действия ;
¨ объект воздействия;
¨ методы формализации;
¨ формы отражения;
¨ способ передачи;
¨ уровень управления.
Показателями качества управленческих решений являются:
¨ энтропия , то есть количественная определенность связей между элементами системы менеджмента и решения ;