В любом случае, попадание этой информации в руки конкурентов крайне нежелательно. Для предотвращения такого развития событий рекомендуется создание паролей для доступа в каждую базу данных (а программные средства позволяют это реализовать). При загрузке компьютера так же рекомендуется ставить двухуровневую защиту (при загрузке BIOS и при загрузке OS Windows’2000, которая не позволяет беспарольный доступ к содержимому винчестера, в отличие от предыдущих версий этой операционной системы). Естественно, пароли так же должны быть доступны только тем сотрудникам фирмы, которые непосредственно работают с этими базами данных (секретарь, руководители, программисты).
В случае возникновения каких-либо проблем, связанных с компьютером и необходимости обращения в постороннюю фирму, необходимо полностью контролировать процесс ремонта техники. Так как именно в такой момент, когда сняты все пароли, когда программист «со стороны» имеет свободный и беспрепятственный доступ к содержимому жесткого диска, возможно изъятие им информации и дальнейшее ее использование в различных целях.
Необходимо постоянно обновлять антивирусные программы с целью препятствования попадания и распространения вирусов в компьютерах.
Рекомендуется приобрести в фирму специальную аппаратуру для уничтожения бумажной информации.
Особое внимание необходимо уделить вопросам приема новых сотрудников на работу. Сегодня во многих организациях практикуется ужесточенный подход к этому процессу, что связано с желанием сохранить информацию внутри фирмы и не дать ей выйти за ее пределы из-за «человеческого фактора».
Если в большинстве случаев прием на работу осуществляется в два этапа (они кратко изложены выше), то здесь предлагается четыре этапа.
1. Беседа с начальником отдела кадров. Начальник отдела кадров знакомится с кандидатом, его резюме, задает вопросы по профессиональной деятельности, делая предварительные пометки. Этот этап носит профессиональный характер. Затем начальник отдела кадров анализирует полученную информацию от кандидатов и передает ее руководителю.
2. Руководить знакомиться с резюме кандидатов и заметками о них начальника отдела кадров, выбирая наиболее подходящих и приглашает к себе на собеседование. Собеседование носит личностный характер и предполагает нестандартные вопросы (например, что человек любит есть, какое у него хобби и т.п.) Таким образом руководитель получает информацию для принятия решения о том, насколько для него подходит этот человек, прогнозирует возможные проблемы, с которыми он может столкнуться при общении с этим кандидатом.
3. Тестирование. Здесь уже определяется уровень интеллекта сотрудника, составляется его психологический портрет на основе различных тестов. Но сначала необходимо определить, каким хотят видеть нового сотрудника его руководитель и коллеги.
4. Служба безопасности. Здесь предлагаются два этапа: а) проверка кандидатов в различных инстанциях (привлекался ли к суду, отбывал ли срок в местах лишения свободы, стоит ли на учете в наркологическом диспансере, соответствуют ли действительности сведения, которые он предоставил о предыдущих местах работы); б) проверка на специальной аппаратуре, которую чаще всего называют «детектором лжи». На втором этапе определяется, насколько сотрудник лоялен к фирме, какие у него реакции на провокационные вопросы (например, что он будет делать, если узнает, что кто-то из его коллег берет документы домой) и т.д.
И только после того, как кандидат прошел все эти четыре стадии, можно принимать решение – брать ли его на работу или нет.
После того, как вынесено положительное решение, сотруднику устанавливается испытательный срок (по законодательству РФ он может варьироваться от 1 месяца до трех, но рекомендуется не меньше 2 месяцев, а лучше 3). В течение испытательного срока руководство и служба безопасности должны присматриваться к новому сотруднику, наблюдать за его деятельностью.
Кроме того, сразу же при приеме на работу необходимо наряду с заключением трудового договора, подписание соглашения о неразглашении коммерческой тайны. Рекомендуемые пункты этого соглашения:
1. Не распространять информацию о клиентах и поставщиках среди тех, кто не является сотрудником фирмы.
2. Не распространять какую-либо информацию о сделках (ее участниках, суммах).
3. Не распространять информацию о заработной плате сотрудников фирмы.
4. Не выносить за пределы офиса какую-либо документацию без письменного разрешения руководства.
5. Не распространять информацию о специфике и особенностях работы фирмы.
6. Не распространять информацию о продукции фирмы.
7. Не пересылать по электронной почте компьютерные файлы без разрешения на то руководства фирмы.
8. Не копировать какую-либо информацию (в печатном или электронном виде) без письменного разрешения руководства.
Это не полный перечень того, что может быть включено в соглашение.
Заключение
Сегодня вопрос об организации информационной безопасности волнует организации любого уровня – начиная с крупных корпораций, и заканчивая предпринимателями без образования юридического лица. Конкуренция в современных рыночных отношениях далеко от совершенства и часто ведется не самыми легальными способами. Процветает промышленный шпионаж. Но нередки и случае непреднамеренного распространения информации, относящейся к коммерческой тайне организации. Как правило, здесь играет роль халатность сотрудников, непонимание ими обстановки, иными словами, «человеческий фактор».
В курсовой работе представлен проект управленческого решения по организации информационной безопасности в ООО «Ласпи». Проект затрагивает три основные сферы организации безопасности: 1. документационная сфера (доступ к материалам, представленным на бумажных носителях, с разграничением этого доступа); 2.компьютерная безопасность; 3. безопасность в плане приема на работу новых сотрудников.
Следует учитывать, что хоть данный проект и разработан под конкретную организацию, его положения могут использоваться и для организации безопасности в других фирмах, относящихся к разряду средних.