13) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
14) осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
15) информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;
16) готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке предоставляют их Президенту РФ и в Правительство РФ.
В системе федеральной инспекции труда существует внутреннее и организационное разделение на две подсистемы: одна - правовая, ведающая надзором и контролем за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда; другая - по охране труда. Для осуществления вышеуказанных полномочий закон (ст. 357, 358 ТК РФ) наделяет государственных инспекторов труда широким объемом прав и обязанностей.
1. Беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. При инспекционной деятельности государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля, т.е. закон предусматривает возможность проведение проверок без предварительного уведомления. Особый порядок установлен для инспектирования организаций Вооруженных Сил РФ, органов пограничной службы, органов безопасности, органов внутренних дел, других правоохранительных органов, исправительных учреждений, организаций атомной и оборонной промышленности. Этот порядок предусматривает доступ только для инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск; проведение проверок в назначенное время; ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряжённости, боевых действий.
2. Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
3. Осуществлять расследование несчастных случаев на производстве и причин нарушений законодательства о труде и охране труда.
4. Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об устранении их от должности в установленном порядке.
5. Привлекать к административной ответственности виновных в нарушении законов и иных нормативных правых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве материалами и делами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд. В соответствии с ч. л ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и охране труда влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц размере от 5 до 50 МРОТ. Согласно ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. л ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и охране труда», ст. 5.28 «Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения», ст. 5.29 «Непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения», ст. 5.30 «Необоснованный отказ о заключения коллективного договора, соглашения», ст. 5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению», ст. 5.32 «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах», ст. 5.33 «Невыполнение соглашения», ст. 5.34 «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки», ст. 5.44 «Сокрытие страхового случая».
6. Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причинённого здоровью работников на производстве.
7. Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда, требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда:
Государственные инспекторы по охране труда также имеют право:
1) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
2) выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
3) запрещать производство и использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной или коллективной защиты работников;
4) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
5) приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
6) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.
Закон предусматривает гарантии осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права путем установления ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Так, в соответствии со ст. 363 ТК РФ лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ). Согласно ч. Л 19.4 КоАП РФ неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ.