Таблица 4. Показатели собственного и заемного капитала ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС», в тыс. руб. | |||
Показатель | 1998 г. | 1999 г. | Темп прироста |
1. Собственный капитал |
243 750 |
303 460 |
124,50 % |
2. Вложенный капитал |
8 560 |
8 560 |
100,00 % |
3. Накопленная прибыль прошлых лет |
235 190 |
294 900 |
125,39 % |
4. Краткосрочные обязательства |
13 173 |
28 715 |
217,98 % |
5. Долгосрочные обязательства | |||
6. Заемный капитал |
13 173 |
28 715 |
217,98 % |
Таблица 5. Показатели доходов и расходов ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС», в тыс. руб. | |||
Показатель | 1998 г. | 1999 г. | Темп прироста |
1. Чистая выручка от реализации продукции |
73 240 |
112 560 |
153,69 % |
2. Себестоимость реализованной продукции |
33 944 |
50 024 |
147,37 % |
3. Валовая прибыль от реализации продукции |
39 296 |
62 536 |
159,14 % |
4. Общехозяйственные и коммерческие расходы |
25 490 |
32 604 |
127,91 % |
5. Прибыль от основной деятельности (операционная прибыль) |
13 806 |
29 932 |
216,80 % |
6. Сальдо результатов финансовой деятельности |
34 519 |
37 516 |
108,68 % |
7. Прибыль от обычной хозяйственной деятельности |
48 325 |
67 448 |
139,57 % |
8. Чрезвычайные прибыли | |||
9. Прибыль до уплаты налога |
48 325 |
67 448 |
139,57 % |
10. Чистая прибыль после уплаты налога |
20 753 |
34 010 |
163,88 % |
Вычисления, произведенные в таблицах 3-5, на основании данных бухгалтерского учета, свидетельствуют о высоких финансовых результатах работы компании в 1999 г. Однако для полной характеристики финансовых итогов необходимо вычислить ряд коэффициентов, характеризующих эти финансовые результаты. Для этого сначала вполне достаточно определить коэффициенты ликвидности, определяющие способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение короткого промежутка времени. К таким коэффициентам относятся:
– Коэффициент общей ликвидности. Определяется как частное от деления суммы оборотных средств на краткосрочные обязательства и показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение определенного периода. Так, для 1998 г. коэффициент общей ликвидности составил:
а в 1999 г. он увеличился и составил:
– Коэффициент срочной ликвидности. Является частным показателем коэффициента общей ликвидности, и раскрывает отношение наиболее ликвидной части оборотных средств к краткосрочным обязательствам. Наиболее ликвидной частью оборотных средств считаются денежные средства, поэтому в 1998 г. этот коэффициент составил:
но в 1999 г. компании также удалось улучшить и этот показатель:
– Чистый оборотный капитал. Является наиболее значимым показателем ликвидности и рассчитывается как разность между оборотными активами предприятия и его краткосрочными обязательствами. Он необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Для 1998 г. его значение составляло:
этого хватило для начало успешного сотрудничества с фирмой «Рено» и в конце 1999 г. значение этого показателя составило:
что позволяет компании с уверенностью смотреть в завтрашний день и искать новых партнеров для расширения своего бизнеса.
Эта группа коэффициентов позволяет проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. К этой группе, как правило, относят различные показатели оборачиваемости, имеющие большое значение в оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств оказывает прямое влияние на платежеспособность предприятия. Кроме этого, увеличение скорости оборота средств, при прочих равных условиях, отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы. В данном случае к таким показателям следует отнести:
– Коэффициент оборачиваемости активов. Характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, т.е. показывает сколько раз в год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, и определяется отношением выручки от реализации продукции ко всему итогу баланса, т.е. сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая единица активов. Для ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС» этот показатель составляет: