Следует также обратить внимание на п. 10 Обзора, в соответствии с которым при наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о ликвидации этого юридического лица должен решаться в соответствии со ст. 180 Федерального закона от 8.01.98 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Такое решение было принято по искам о ликвидации организаций, которые не начинали свою деятельность после регистрации либо прекратили ее, вследствие чего не выполняются требования об уплате налогов, представлении отчетности и др. Подтверждением таких фактов могут быть, в частности:
· справки банков, в которых были открыты счета этих юридических лиц о том, что банковские операции по ним не проводятся в течение последних 12 месяцев;
· сведения (документы) из налогового органа о неисполнении налоговых обязательств;
· документы, подтверждающие факт выбытия органа юридического лица с последнего известного места нахождения и неизвестности нового адреса.
В судебной практике возникают также вопросы о возможности прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в порядке, применимом к ликвидации юридического лица. Однако, учитывая особенности правового положения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые определены в Законе РСФСР от 7.12.91 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" и Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 8.07.94 г. N 1482, решено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, не применяются нормы ГК РФ о ликвидации юридического лица и подобные иски не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В случае признания предприятия банкротом подается заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом, и далее выполняются стандартные процедуры, разработанные в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) предприятий. В случае принятия решения о ликвидации на основании решения учредителей или суда, проводится инвентаризация и оценка имущества на предмет выяснения, достаточно ли у предприятия средств для удовлетворения требований кредиторов. Если средств недостаточно, то ликвидация происходит по схеме признания предприятия банкротом. Если достаточно, то выполняются обычные процедуры:
1. создание ликвидационной комиссии;
2. уведомление регистрирующего органа о ликвидации предприятия, согласование с ним решения о ликвидации и состава ликвидационной комиссии;
3. переоформление карточки с образцами подписей в банке;
4. публикация заявления о ликвидации;
5. уведомление работников и проведение комплекса мероприятий по увольнению работников;
6. извещение налоговой инспекции, внебюджетных органов и органа Госкомстата о ликвидации;
7. выявление кредиторов и их письменное уведомление о ликвидации;
8. выявление дебиторов и принятие мер по взысканию дебиторской задолженности;
9. составление промежуточного ликвидационного баланса и его утверждение;
10. продажа имущества;
11. выплата денежных сумм кредиторам;
12. составление ликвидационного баланса и его утверждение;
13. получение согласований внебюджетных фондов и органа Госкомстата;
14. получение с согласования налоговой инспекции;
15. передача оставшегося имущества акционерам (участникам);
16. закрытие счета в банке;
17. получение согласования Комитета по управлению имуществом в случаях, определенных законодательством;
18. передача материалов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц для исключения ликвидационного предприятия из единого государственного реестра и уничтожение печати;
19. получение в регистрирующем органе свидетельства о ликвидации.
Ликвидация юридического лица представляет собой прекращение его функционирования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п.1 ст.61 ГК РФ).
Ликвидация юридического лица может быть осуществлена по решению учредителей (участников), т. е. добровольно, и по решению суда, т. е. принудительно.
Основаниями добровольной ликвидации ООО являются окончание срока деятельности организации и достижение цели, ради которой было создано общество.
Это касается обществ, в содержании устава которых указана основная цель их создания и установлен период действия юридического лица (5 лет, 8 лет, 10 лет и т. д.).
Решение о добровольной ликвидации, принятое уполномоченными органами в соответствии с учредительными документами общества, должно быть оформлено протоколом собрания участников. При ликвидации филиала, кроме протокола, вышестоящий орган управления издает приказ, в котором указываются основания, порядок и сроки ликвидации, а также состав ликвидационной комиссии.
Нередко в деятельности обществ с ограниченной ответственностью встречаются случаи, когда учредителями не выполняется решение о добровольной ликвидации согласно уставу, что приводит к спорам с органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц. Регистрационные палаты обращаются в суды с исками о принудительной ликвидации обществ.
Однако практика разрешения таких споров (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 13.01.2000 N 50) показывает, что подобная ситуация не является основанием для возбуждения иска, если в деятельности общества не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов.
Рассмотрим основания принудительной ликвидации ООО.
1. Признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законов или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Это может быть обнаружено либо сразу после создания общества, либо в процессе его функционирования.
Например, после регистрации ООО, учредителем которого являлось физическое лицо, при проверке органами местного самоуправления паспортных данных учредителя был установлен факт их фальсификации. Физического лица по месту жительства и созданного ООО по указанному юридическому адресу не оказалось, что явилось основанием для предъявления в суд иска о принудительной ликвидации общества.
В практике арбитражных судов возникают вопросы, связанные с разрешением споров о ликвидации юридических лиц в соответствии с исками государственных налоговых инспекций. Имеются в виду случаи, когда после регистрации общества так и не начинали своей деятельности либо прекращали ее.
В подобных ситуациях суды руководствуются ст.180 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а именно нормами _2 гл.X, регулирующими проведение процедуры банкротства отсутствующего должника (п.10 информационного письма Президиума ВАС N 50). При этом заявитель должен представить доказательства, подтверждающие фактическое прекращение деятельности юридического лица в виде справок учреждений банков, в которых были открыты счета зарегистрированного общества, сведений налоговых органов о неисполнении юридическим лицом налоговых обязательств в течение последних 12 месяцев.