рефераты по менеджменту

Ликвидация предприятий

Страница
2

Смена собственников предприятия и руководителя. Сроки "ликвидации" зависят от срока регистрации изменений в регистрирующем органе. Юридически предприятие не ликвидируется, а числится в государственном реестре. Возможны проблемы в будущем, если оно работало в свое время с нарушениями.

Изменение местонахождения предприятия в другой регион. Сроки "ликвидации" зависят от срока регистрации изменений в регистрирующем органе. Юридически предприятие не ликвидируется, а числится в государственном реестре. Так же как и в случае смены собственников и директоров возможны проблемы, если предприятие работало в свое время с нарушениями.

Реорганизация в форме слияния или присоединения. Предприятие получает свидетельство о прекращении деятельности предприятия в связи с реорганизацией путем слияния или присоединения. Сроки "ликвидации" при слиянии 3-4 недели (со снятием с налогового учета). Юридически предприятие прекращает свое существование с момента регистрации правопреемника. Сроки "ликвидации" при присоединении 2-3 недели без учета сроков по снятию с налогового учета. Реорганизация считается завершенной с момента исключения из реестра присоединившегося предприятия. Однако, и в том и в другом случае, следует учитывать, что правопреемник несет ответственность за деятельность предприятия только с момента передачи прав собственности, и что при любой реорганизации ИМНС проводит налоговую проверку предприятия.

Банкротство по упрощенной процедуре. Сроки "ликвидации" от 3 месяцев. Налоговым органам нецелесообразно проводить налоговую проверку, так как у предприятия-банкрота, как правило, отсутствует имущество необходимое для погашения задолженности перед бюджетом. Предприятие получает свидетельство об исключении из государственного реестра.

Добровольная ликвидация в соответствии со ст. 61–64 ГК РФ. Сроки "ликвидации": от 2.5 до 6 месяцев. Предприятие получает свидетельство об исключении из государственного реестра. В данном случае все зависит от состояния предприятия и степени готовности к Ликвидации. В целом, это долгая и сложная процедура, которая включает выездную налоговую проверку при снятии с учета в ИМНС.

Однако необходимо отметить, что не все из перечисленных выше способов ликвидации предприятий ведут к исключению из Государственного реестра юридических лиц. А именно свидетельство государственного образца об исключении из Единого Государственного Реестра юридических лиц доказывает прекращения деятельности предприятия с юридической точки зрения. Каждый из существующих методов имеет ряд преимуществ и недостатков. Выбор метода напрямую связан с причинами и целями ликвидации предприятия, а также от потребностей и возможностей клиента.

Основания для ликвидации юридического лица

В ходе рассмотрения исков о ликвидации юридических лиц выработана определенная практика разрешения таких споров, изложенная в Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), который необходимо учитывать при реализации положений ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), определяющей основания для ликвидации юридического лица. В частности, необходимо иметь в виду следующее.

1. В части ликвидации организаций, осуществляющих лицензируемую деятельность:

осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ее ликвидации.

Банк России вправе предъявить иск о ликвидации кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3.02.96 г. N 17-ФЗ) с изменениями на 8.07.99 г. Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации, если в течение одного месяца с момента отзыва у нее лицензии не создана ликвидационная комиссия или в отношении организации не применяется процедура банкротства.

2. В части ликвидации в связи с несоответствием учредительных документов организации действующему законодательству:

не приведение в установленный срок акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью учредительных документов в соответствие с законом, регулирующим порядок создания и деятельности таких обществ, может являться основанием для их ликвидации (в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 ГК РФ).

3. В части ликвидации после объявления организацией о добровольной ликвидации:

наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК РФ (если после принятия решения о ликвидации, в частности, не была назначена ликвидационная комиссия, не определены порядок и срок ликвидации, т.е. ликвидация фактически не проведена);

невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не является основанием для возбуждения иска о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов.

4. В части ликвидации в связи с нарушением юридическим лицом требований закона:

решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий. Так, при рассмотрении иска о ликвидации торгового предприятия суд, оценив характер допущенных ответчиком нарушений, а также учитывая, что ответчик является единственным торговым предприятием в населенном пункте и его ликвидация могла бы вызвать негативные последствия для проживающих там граждан, отказал в иске о его ликвидации;

в случае нарушения юридическим лицом требований закона или иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по устранению этих нарушений. Поскольку анализ материалов дела о ликвидации юридического лица свидетельствовал о том, что нарушения, допущенные ответчиком, нельзя рассматривать как грубые и они носят устранимый характер, а также учитывая отсутствие доказательств причинения существенного ущерба интересам участников общества, суд отказал в иске о ликвидации акционерного общества в связи с нарушением им правил ведения реестра акционеров общества.

В Обзоре также определены права ликвидационной комиссии юридического лица. Так, в соответствии с п. 12 Обзора руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции (круг полномочий ликвидационной комиссии определен ст. 63 ГК РФ, исходя из содержания которых и было принято указанное решение).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту