Анализ ранжирования этих компонентов в формулировках миссии зарубежных компаний и фирм показал, что прибыль не занимает первого места. Аргументами данного распределения компонент служат следующие положения:
· Если несколько утрировать ситуацию, прибыль никогда не является основной целью бизнеса, но всегда - лишь средством для его успешного ведения и развития;
· Во многих секторах рынка возможная прибыль в развитых странах ограничена интервалом в 7-11% годовых. Это значит, что большинство организаций, которые действуют в данном секторе хотя бы 5-7 лет, уже умеют получать минимально необходимую норму прибыли; те, кто не умеет, в течение одного-двух лет со своего сектора рынка выбывают. Это значит также, что получать заметно больше 11% можно лишь в течение 1-2 лет, потому что за этот период конкуренция возрастет, и вырвавшейся в передовики фирме вновь придется вернуться в установившиеся пределы. Выбор стратегии у большинства организаций невелик: либо фирма будет стремиться, прилагая все силы, получить максимальные 11%, либо должна удовлетвориться 7% прибыли, но зато сможет вложить дополнительные средства в другие стратегические направления (в завоевание новых клиентов, в увеличение номенклатуры товаров и повышение качества продукции и услуг, в диверсификацию деятельности или в развитие персонала), чтобы обеспечить себе устойчивое существование на рынке и нормальную прибыль в последующие годы;
· "Делать деньги ради того, чтобы делать деньги" - девиз безнадежно устаревший. Он подходит разве что для периодов глубокого и продолжительного кризиса, когда никакой стабильности (даже динамической) не существует, а потому не может быть ни постоянных клиентов, ни относительно устойчивого социального заказа на какие-то виды товаров и услуг, ни ясных перспектив развития.
Иначе ранжируют компоненты своей миссии владельцы и менеджеры российских организаций. Прежде всего, куда большую роль для них играет прибыль - по результатам опросов более 150 руководителей и специалистов сибирских организаций этот компонент устойчиво занимает 1-е места. Причина вполне очевидна - долговременный общесистемный кризис в России.
Большинство предпринимателей и руководителей организаций не научились справляться с кризисными ситуациями и потому не в состоянии отвлекаться от сиюминутных задач ради среднесрочных и долгосрочных. А при краткосрочных стратегиях основной целью бизнеса не может быть ни дело, ни постоянные клиенты, ни работники, ни территория. На коротких отрезках времени в миссии организации действительно первенствовать может либо прибыль, либо развитие.
Что касается работников, то они для отечественных предприятий сегодня явно менее важны, чем для западных фирм (в том числе и для их отделений, действующих в России). Если на Западе работники в составе миссии организации достаточно часто могут занимать 3-е место, то у большинства российских организаций они находятся на 5 месте./11/.
Ориентация российских предприятий на прибыль предполагает наличие особого отношения к кадрам. Часто в таких организациях преобладает отношение к работнику как к одному из видов ресурсов. Экономия на всех затратах (найме, обучении, оплате труда и пр.), что и должно обеспечить фирме желанную максимизацию прибыли. Высокий оборот кадров. Активность от работника не ожидается и не стимулируется. Обучение персонала не проводится; ограниченные средства могут быть выделены только на оплату посещения отдельных курсов или специальных семинаров для руководящего состава и уникальных специалистов фирмы. Оплата труда невысока, не регламентирована четкой системой показателей. В качестве стимулирования труда широко используются наказания. Внимания к социально-бытовым проблемам работников не наблюдается.
Таким образом, в России в период становления рыночной экономики, особенно после кризиса 1998 года, предприятия в большинстве своем стремятся удержаться на рынке путем максимизации прибыли. Для реализации данной цели во многих компаниях минимизированы затраты на трудовые ресурсы, а следовательно и на социальную защиту работающих. Более того, данная политика вызывает ряд общегосударственных проблем: теневая занятость, уход от налогов, не возможность обеспечения социальной защиты работников бюджетной сферы. Для решения данных проблем в настоящий момент в России направлены все меры государственной политики. Результатом чего является общая стабилизация экономики, а вследствие - возможность пересмотра организациями своих целей, совершенствования работы по социальной защите работающих. Рассмотрим совершенствование работы по социальной защите работающих на примере предприятия Промышленно-страховая компания (ПСК).
Промышленно-страховая компания (ПСК) выбрана нами для рассмотрения совершенствования работы по социальной защите работающих по ряду причин. Первой причиной явилось то, что до 2000 года для организации главной была цель получения прибыли, а соответственно были минимальны усилия по социальной защите работающих. Стабилизация экономики, рост конкурентов заставило руководство компании пересмотреть свою миссию. 2000 г. был годом реструктуризации бизнес-процессов организации. Персонал стал основой для дальнейшего роста, партнером, главным источником эффективной деятельности организации в сложившейся рыночной ситуации. Поэтому возникла необходимость в проведении работ по совершенствованию работы по социальной защите работающих.
Большое значение в деле мотивации деловой активности персонала приобрели дополнительные социальные гарантии и льготы, которые послужили элементом стимулирования сотрудников к повышению мастерства, продвижению вверх по карьерной лестнице.
Высокая эффективность комплекса стимулирования персонала Промышленно-страховой компании была достигнута за счет того, что была пересмотрена система мотиваций, в основу которой были положены такие важные элементы, как:
· производительность (мотивации, направленные на увеличение объема страховых продаж);
· социальная защита и стабильность (зарплата, система социальных гарантий и льготного страхования);
· корпоративность (подразумевает формирование системы внутрикорпоративных отношений, системы карьерного роста для каждого сотрудника).
С целью увеличения производительности труда была предпринята реорганизация структуры компании. Практически во всех подразделениях были произведены дробление функций. Отказ от такого принципа ведения бизнеса, когда один отдел или одно управление занимается массовыми и универсальными клиентами, заключением стандартных и специфических договоров страхования. Была создана система планирования результатов, напрямую связанная с прогрессивной шкалой оплаты. Кроме того, было вложено много средств в инфраструктуру – во внедрение новых технологий, обучение персонала, программное обеспечение, создание автоматизированной системы управления, т. е. в то, что влияет на производительность.
Производительность в системе мотиваций приобрела тесную взаимосвязь с социальной защитой работников и стабильностью кадрового состава. Ключевыми моментами здесь стали заработная плата, система социальных гарантий и льготного страхования.