На практике эффект положительной и отрицательной синергии проявляется достаточно редко. Это объясняется очень редким сочетанием высочайшего управленческого профессионализма руководителя и длительного периода удачи.
Оценка синергетического эффекта может идти косвенно – как части экономической, социальной, организационной, технологической, экологической, правовой или идеологической эффективности. Прямые методы оценки синергетического эффекта находятся в стадии разработки. Набор ситуаций, в какой-то мере характеризующих приближение деятельности компании к синергетическому эффекту приведен ниже:
· Длительная и качественная работа оборудования без поломок
· Использование замороженных ресурсов, в том числе находящихся в личном пользовании
· Доверительные отношения между сотрудниками
· Снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний
· Поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда
· Соотношение разработанных и принятых для внедрения рационализаторских предложений и изобретений
· Уменьшение объема услуг сторонних организаций
· Рост числа предложений по совершенствованию производства и управления
· Стимулирование интереса работников к повышению профессионального образования
· Активное приобретение сотрудниками акций своей компании
· Выработка и поддержка традиций организации
· Усиление технологической и организационной дисциплины
· Усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству
· Сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества стратегических
· Снижение усталости работников
· Устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям
· Благотворительная деятельность
· Постоянный спрос на продукцию
· Хорошее настроение в коллективе
Руководитель должен стремиться усиливать имеющиеся положительные ситуации и формировать недостающие.
Для успешной реализации закона синергии необходимо использовать методы организации и самоорганизации, управления и само управления. Среди них: «вопросы и ответы», «конференция идей», «метод эвристического прогнозирования».
Метод «вопросов и ответов» наиболее прост в организационном исполнении. Его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы вопросов трех уровней:
§ Вопросы, на которые есть практические ответы и известны конкретные результаты- это прошлый опыт
§ Вопросы, на которые есть ответы, но мало конкретных результатов или они не подтверждены независимыми источниками
§ Вопросы, которые ставятся по новым проблемам и на них еще нет ответов.
Путем коллективного тренинга по первому и второму уровням вопросов можно прийти к решению и ряда вопросов третьего уровня.
Перспективным является метод «конференции идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. Основные принципы данного метода следующие:
§ Число участников в пределах 3-9
§ Запрещаются насмешки, критика, в том числе и позитивная
§ Для обсуждения формулируются 1-2 зависимые друг от друга задачи
§ Продолжительность конференции 30-50 минут
§ Ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных
Затем через 1-2 недели специалисты компании анализируют все предложения более внимательно. Технология данного метода включает следующие этапы:
§ Тренировка генерации коллективных идей по заранее заданным проблемам
§ Изучение возможностей участников тренинга
§ Корректировка состава участников генерации идей
§ Генерация участниками идей по новым проблемам
§ Обсуждение предложенных идей
Метод «эвристического прогнозирования» основан на обсуждении прогнозных решений высококвалифицированными специалистами в узких областях техники, технологии, производства. Каждый специалист, опираясь на свою компетентность, оценивает предлагаемое решение, а возможно и совершенствует его. В результате глубокого профессионального анализа каждой стороны вариантов решений выявляется лучшее, а возможно и формулируется в ходе обсуждения совершенно новое. Этот метод является плодотворным в случае отсутствия алгоритмического подхода к выработке наилучшего решения.
Все в мире подчиняется писанным и неписанным законам. Это касается как естественных организаций, так и искусственных. Организации созданные человеком называются искусственными. Искусственные организации, так же как и естественные функционируют в сложных условиях: есть отношения дружеские, есть враждебные, есть и нейтральные. В деятельности каждой реальной организации бывали ситуации, когда они по разным причинам оказывались на грани существования. Одни из них в таких ситуациях были ликвидированы, другие,- изыскав ресурсы и, преодолев трудности, успешно восстановили свою репутацию и сейчас доминируют на мировом рынке. Руководитель должен правильно оценить общее положение в компании и ситуацию, складывающуюся вокруг компании, чтобы принять решение о ее дальнейшей судьбе. Теоретической основой для анализа общего состояния организации является закон самосохранения, согласно которому любая организационная система, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое, и использует для достижения этого весь свой потенциал.
Самосохранение организации зависит от внешней и внутренней среды, от внешних и внутренних факторов.
Внутренние факторы:
- философия организации,
- принципы ее деятельности,
- уровень квалификации персонала,
- эффективность реализации мотивов и стимулов, потребностей и интересов работников,
- использование ресурсов и технологии,
- уровень коммуникаций,
- степень сочетания функций и структуры управления,
- качество и уровень реализации маркетинга.
Внешние факторы:
- социальная, демографическая и психологическая обстановка в стране,
- экономическая и политическая ситуация,
- покупательская способность населения,
- состояние развития науки и технологии,
- уровень культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями.
Внутренние факторы в основном управляемы со стороны руководителя, а внешние- нет. Профессионально формируя внутренние факторы деятельности компании, руководитель может существенно повысить созидательный потенциал организации. Для этого необходимо:
1. Совершенствовать социально-психологический климат в коллективах
2. Добиваться оптимального сочетания структуры и выполняемых функций
3. Развивать инновационную деятельность
4. Постоянно повышать профессионализм персонала
5. Иметь хорошую информационную сеть связи с клиентами, поставщиками и потребителями
6. Создавать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями
7. В уставном капитале организации увеличивать долю ликвидного имущества
Перечисленный набор дает качественное представление о направление работ по усилению устойчивости организации к внешним возмущающим воздействиям.