В зависимости от целей наблюдения и охватываемой территории мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Поэтому мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Постановлением Совета Министров и Правительства от 5 февраля 1993 г. утверждена Государственная программа мониторинга земель РФ. Начиная с 1996 г. в РФ создается многоуровневая информационная база мониторинга земель, налаживается постоянно действующая система прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, влияющих на качество и использование земель.
Считаем, что в связи с проведением земельной реформы в России, установлением многообразия и равенства всех форм земельной собственности необходимо вести земельный кадастр и мониторинг земель, так как без этих
сведений нельзя научно обоснованно решить вопрос об установлении платы за землю и определить действительную стоимость земли.
Учитывая место и роль инвестиционно-строительного комплекса в качестве основной движущей силы, призванной обеспечивать системное развитие функционально-пространственной среды крупного города, нормативно-правовому упорядочению взаимоотношений этого комплекса с социально-экономической структурой города следует уделить приоритетное внимание.
В настоящее время указанные взаимоотношения регламентируются несколькими десятками правовых актов федерального уровня, сотнями подзаконных актов министерств и ведомств, множеством нормативных документов, принятых Правительством и подчиненными ему ведомствами.
По моему мнению, аргументируемые выше теоретико-методологические положения и сформулированные на их основе практические задачи получат конструктивное решение, если в крупном городе будет разработан и принят ряд дополнительных нормативно-правовых актов.
Начать следовало бы с наиболее общего и принципиального документа -Постановления Правительства «О приведении нормативно-правовой базы деятельности новосибирского инвестиционно-строительного комплекса в соответствие с требованиями новейшего российского законодательства и с учетом особенностей проведения экономической реформы в крупном городе». В этом документе должна быть в предельно конструктивном, операциональном виде изложена концепция всестороннего пересмотра (инвентаризации) существующих нормативно-правовых актов и сведения их в целостную систему. Постановление призвано определить полный перечень новых нормативных актов, установить задания и сроки на разработку их проектов.
В ряду новых правовых документов центральное место мог бы занять объемный и исчерпывающий закон «О своде норм и правил, регламентирующих деятельность инвестиционно-строительного комплекса крупного города в новых условиях». Было бы желательно обеспечить
посредством этого акта обновление, упорядочение и кодификацию всех норм и правил, регламентирующих производственно-хозяйственную деятельность организаций инвестиционно-строительного комплекса. Здесь же важно однозначно определить состав, полномочия и ответственность властно-управленческих органов и должностных лиц, наделенных правом осуществлять административные действия в отношении инвестиционно-строительного комплекса.
Принципиально важно, наконец, внести полную ясность в вопросы о финансовых источниках, условиях и обеспечении инвестиционно-строительной деятельности в переходный период. С этой целью предстоит разработать и принять закон «О регламентации бюджетно-налоговых отношений предпринимательских структур инвестиционно-строительного комплекса крупного города».
Наряду с регламентацией механизма городского налогообложения (его упорядочения, прояснения и упрощения) необходимо самым тщательным образом определить основания, размеры, сроки и процедуры выделения из городского бюджета средств на реализацию силами инвестиционно-строительного комплекса города различных проектов (городских заказов) для нужд функционально-пространственного развития крупного города. При этом должны быть не только определены цели и размеры средств, которые могут быть потрачены, но и предусмотрены четкие основания и процедуры наступления ответственности за их результативное расходование. Во всех случаях выделения из бюджета крупных ассигнований, связанных с реализацией инвестиционных проектов, следовало бы перейти к бюджетному финансированию расходов в виде бюджетных программ. Взаимоотношения городской казны по поводу получения из нее средств целесообразно строить на договорах и контрактах, в которых фиксировались бы четко определенные и легко проверяемые целевые задания; дальнейшее выделение средств должно прямо зависеть от достижения этих целей. Наиболее крупные бюджетные статьи важно «олицетворить» ответственными распорядителями и от-
ветственными получателями. Должен восторжествовать простой и понятный всем принцип: «нет программы - нет средств, нет результатов - нет продолжения финансирования».
С этим вопросом тесно связана проблема реализации в крупном городе особо крупных инвестиционно-строительных проектов. Возникают немалые трудности с идентификацией самой категории таких проектов, определением специфики их разработки и реализации, установлением особых режимов отвода и использования земли, финансирования и т.п. Все эти- аспекты можно было бы расписать и урегулировать в специальном Постановлении правительства «Об организации разработки и реализации особо крупных инвестиционно-строительных проектов, имеющих общегородское и федеральное значение».
Необходимо устранить необоснованные правовые ограничения на куплю-продажу земли и вместе с тем стимулировать приток крупного капитала, в том числе иностранного, для проведения сделок подобного рода. Чтобы предотвратить возможные махинации, такие сделки необходимо осуществлять на основе залоговых аукционов при помощи специализированных банковских структур с введением при необходимости (для земель сельскохозяйственного назначения) временного ограничения на последующую перепродажу.
На федеральном и региональном уровнях необходимо формирование фонда государственных ликвидных активов с целью обеспечения гарантии рисков коммерческих банков по операциям купли-продажи и залога земли, особенно в регионах с кризисным состоянием землеоборота; создать единую автоматизированную систему государственного земельного кадастра, содержащую кадастровые характеристики земельных участков, сведения об имеющихся строительных объектах, об окружающей экономической и экологической среде, данные о субъектах земельного рынка, юридические нормы и законодательные акты по оформлению сделок с земельными участками, информацию о спросе и предложении на земельном рынке; упорядочить взимание и сократить величину госпошлин и иных платежей за оформление сделок с землей.
Государство должно выполнять обязательства по осуществлению работ, направленных на восстановление земельного фонда, создание современных транспортной и коммуникационной систем. Стимулировать развитие инфраструктуры земельного рынка, включая создание сети земельных и ипотечных банков, посреднических и консалтинговых учреждений, нотариальных контор и т. п.