рефераты по менеджменту

Жизненный путь и теория А. Маслоу

Страница
2

(Maslow, 1943, р. 375)

Если физиологические нужды будут удовлетворены, то, по мысли Маслоу, возникнут новые потребности, в данном слу­чае, потребности безопасности. Он полагает, что «все, сказан­ное о физиологических нуждах, может быть — пусть и в не­сколько меньшей степени — отнесено и к желаниям такого рода. Организм может быть охвачен только ими. Они могут выступать в качестве едва ли не единственных определяющих поведение начал, подчиняющих себе все способности орга­низма, что позволяет нам в данном случае представить орга­низм как механизм, стремящийся к обретению безопасности» (Maslow, 1943, р. 376). Маслоу иллюстрирует свою мысль о потребности в безопасности, рассматривая желание защи­щенности у ребенка и поведение взрослых невротиков или почти невротиков, которые во многих случаях ведут себя так же, как и ребенок, не ощущающий себя в безопасности. Так же, как и в случае физиологических нужд, он полагает, что «потребности здорового, нормального, удачливого взрослого человека в безопасности в рамках нашей культуры находят достаточное удовлетворение . вследствие чего подобные по­требности не играют активной мотивационной роли. Подоб­но тому, как сытый человек не чувствует голода, человек, на­ходящийся в безопасности, не испытывает в этом смысле особого беспокойства» (Maslow, 1943, pp. 378-379). Если и физиологические нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной мере, то, по Маслоу, возникает потребность в любви, привязанности и в ощущения собствен­ной принадлежности к некоей общности людей, и весь цикл, описанный применительно к физиологическим потребностям и потребности в безопасности, повторяется. Так, «человек на­чинает особенно остро чувствовать отсутствие друзей, воз­любленной, жены или детей. Он жаждет чувственных отно­шений с другими людьми, он пытается занять определенное место в некой группе и активно стремится к достижению этой цели. Он хочет этого более всего на свете и обычно совершен­но забывает о том, что в ту пору, когда он был голоден, любовь вызывала у него усмешку» (Maslow, 1943, pp. 380-381). В от­личие от потребности в безопасности и физиологических по­требностей, потребность в любви, привязанности и принад­лежности к определенной группе людей удовлетворить в современном обществе гораздо труднее. Как указывает Мас­лоу, «невозможность удовлетворения этих потребностей обычно является причиной всевозможных расстройств и бо­лее серьезных психических патологий» (Maslow, 1943, р. 381). И вновь при достаточном удовлетворении этих потребностей возникают нужды иного рода. Маслоу пишет:

Все люди в нашем обществе (за исключением патологи­ческих случаев) имеют потребность в стабильной, осно­вательной (и обычно высокой) самооценке, в самоуваже­нии или в чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей. Под основательностью самоува­жения мы понимаем чувство, которое вызывают некие реальные достижения и соответственное уважительное отношение окружающих . Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства уверен­ности в себе, достоинства, ощущения собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире. Невозможность же удовлетворения этих потреб­ностей имеет следствием появление чувства собствен­ной неполноценности, слабости и беспомощности.

(Maslow, 1943, pp. 382-383)

Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Если фи­зиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен тво­рить музыку, художник — писать картины, поэт — писать сти­хи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастли­выми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией . она состо­ит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению» {Maslo№, 1943, р. 382). Маслоу с готовностью соглашается с тем, что эта потребность может сильно менять­ся от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпо­сылкой возникновения потребности в самоактуализации яв­ляется удовлетворение потребностей физиологических, в безопасности, любви и уважении. Он пишет: «Людей, удовлет­воривших указанные потребности [первых четырех уровней], мы вправе назвать, «в основном, удовлетворенными людьми»; и отсюда следует, что мы можем ожидать от них наиболее пол­ного (и здорового) творчества. Поскольку «в основном удов­летворенные люди» в нашем обществе являются исключени­ем, мы плохо знакомы — и экспериментально, и клинически — с явлением самоактуализации. Его исследование — дело буду­щего» (Maslow, 1943, р. 385).

Динамика потребностей

Однако сама по себе классификация мотивационных факторов не является самой ценной и интересной находкой теории Маслоу. Подобные попытки предпринимали многие другие социологи. Достоинство рассматриваемой концепции — в ее «двигательной пружине», т. е. принципе иерархии. Согласно Маслоу, потребности каждого нового уровня становятся актуальными (насущными) для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют еще принципом доминанты. Маслоу предположил, что само удовлетворение потребности не выступает мотиватором.

Действительно, голод движет побуждениями человека, т. е. мотивирующей силой — до тех пор, пока человек ничего не съел. Неудовлетворенная потребность организует поведение индивида, заставляя его зайти в столовую и утолить голод. Значит, реальный потенциал (сила воздействия) потребности есть функция от степени ее удовлетворения.

Кроме того, американский психолог считал, что интенсивность определенной потребности связана с занимаемым ею местом в общей иерархии. Физиологические потребности первичны и выступают доминантой поведения до тех пор, пока не удовлетворены хотя бы на минимальном для существования (выживания) человека уровне. После их удовлетворения доминируют потребности следующего слоя — потребности в безопасности. Лишь только они удовлетворены на приемлемом уровне, как в силу вступают высшие мотиваторы.

Если быть внимательным, то можно обнаружить еще одну особенность взаимодействия потребностей. Физиологические переменные функционируют относительно независимо друг от друга (дыхание независимо от голода или статуса), чего нельзя сказать о высших мотиваторах. Обычно человек не станет искать творческого самовыражения, если он голоден или остался без жилья. Ни одна из потребностей, кроме физических, никогда не удовлетворяется полностью, а социальные и духовные находятся в состоянии некоторого напряжения, поскольку отражают стремление человека к лучшему удовлетворению той же самой потребности.

Высшая потребность не существует как таковая, пока не удовлетворена низшая. Концепцию мотивации Маслоу выгодно отличает от других моделей именно это обстоятельство: потребности не предложены в человеке от века, а возникают и исчезают, формируются и деформируются. Они занимают определенное место на ординарной шкале от самой стихийной, неуправляемой, до сознательной и выражаются в дискретной форме. Отсутствие непрерывного континуума переходящих друг в друга потребностей, то есть аморфности их расположения позволяет, во-первых, четко выделить каждую из них, демаркировать от других (а значит подобрать измеримые социологические индикаторы) во-вторых, избавиться от представления о развитии потребностей как однолинейном процессе.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту