Во-первых, в результате исчезновения валютного компонента существенно возрастает значение других факторов ценообразования на финансовом рынке, в частности, кредитного рейтинга эмитента, ликвидности ценных бумаг, механизма расчетов, юридических и других рисков. Общим результатом увеличения роли этих факторов явилось сближение условий выпуска ценных бумаг эмитентами стран еврозоны, повышение степени открытости национальных рынков и как следствие - усиление конкуренции между ними.
Во-вторых, появление единой валюты привело к значительным изменениям правил, регулирующих работу европейских финансовых рынков, и вследствие этого - к повышению роли институциональных инвесторов. До 1999 г. страховые компании (а в некоторых странах и пенсионные фонды) были ограничены в своей деятельности установленным в рамках ЕС нормативом, согласно которому пассивы в иностранной валюте должны на 80% покрываться активами в той же валюте, а круг первичных эмитентов ценных бумаг в отдельно взятой стране ограничен филиалами компаний, зарегистрированных в данной стране ("принцип якоря"). Устранение этих ограничений придало дополнительный импульс развитию западноевропейских институциональных инвесторов (число которых в государствах - членах ЕС существенно превышает численность аналогичных институтов в США).
Последние смогли значительно увеличить объем операций и диверсифицировать их в рамках зоны евро. Созданы более благоприятные условия для развития системы частных пенсионных фондов, доля акций которых в общем обороте финансовых рынков составляет от 20% в Германии, Франции и Италии до 30-50% в Великобритании и Нидерландах.
В-третьих, немаловажным следствием введения евро является изменение принципов формирования портфелей финансовых инструментов. На смену валютной диверсификации в управлении частными инвестиционными портфелями приходит распределение инструментов по сегментам рынка (инструменты рефинансирования, государственные облигации, акции частных компаний). Происходит интенсивное сращивание европейских и международных рынков: менеджеры из стран зоны евро проявляют все больший интерес к работе с иностранными ценными бумагами, а операторы из стран, не входящих в эту зону, - к пополнению своих портфелей за счет европейских ценных бумаг.
Настоящая проблема в том, что непрекращающееся ослабление позиций евро способно привести к оттоку долгосрочного капитала из стран зоны евро, так как никто не согласен безучастно наблюдать за тем, как обесцениваются на глазах его инвестиции.
Но в целом по региону сохраняются значительные различия в темпах развития стран. Так, например, по прогнозам Европейской Комиссии, экономический рост в 2002г. составит: в Ирландии - 7,5 %, в Финляндии - 4,9 %, в Нидерландах - 4,1 %. В то же время в Германии и Италии эти показатели, как ожидается, будут ниже 3 %.
Столь разные оценки, как отмечают многие наблюдатели, отражают глубокие структурные различия, существующие между странами зоны евро. И корень проблемы не в "слабом" евро или в угрозе инфляции, а в преодолении этих структурных разрывов. Таким образом, только реформа может действительно помочь реальному сближению экономик стран зоны евро и остановить отток капиталов.
Однако наибольший риск для успешного функционирования евро, как это ни парадоксально звучит, исходит от самих денежных властей ЭВС. Прежде всего, необходимо укрепить доверие к ЕЦБ (при этом руководителям нового центрального банка следует иметь ввиду, что доверие не всегда равнозначно проведению строгой денежной политики). Для этого ЕЦБ в начальный период его деятельности особенно важно сформировать свою собственную отчетливую идентичность. Руководству банка требуется действовать таким образом, чтобы ликвидировать подозрения, что в его рядах существуют некие национальные коалиции. Битва между голландцем Вимом Дуйсенбергом и французом Жаном Клодом Трише за назначение первым президентом ЕЦБ оказалась контрпродуктивной, переключив внимание с профессиональных способностей соискателей на соперничество государств. Франция желала назначить собственного кандидата на этот пост, другие страны сопротивлялись.
Одним из главных направлений денежно-кредитной политики ЕЦБ стал установленный с 1999 г. верхний предел роста денежной массы МЗ (суммы наличных денег, банковских чеков и депозитных вкладов и других долговых обязательств государства и коммерческих банков), не более чем 4.5% в год при ожидаемом экономическом росте стран Еврозоны на 2-2.5% и возможном среднесрочном уменьшении скорости оборота денежной массы в 0.5-1%.
Однако во второй половине 1999 г., как и в 2000 г., эта предельная норма оказалась сильно превышенной, и в мае 2000г. достигла 6.5%. В то же время на 11% возросла сумма кредитов, выданных частному сектору. В связи с этим ЕЦБ задействовал второй важный инструмент банковской стратегии - повышение процентной ставки рефинансирования до 3.75% годовых (первоначально она составляла 3%, после чего уже трижды повышалась). По этой ставке ЕЦБ теперь предоставляет кратковременные ссуды коммерческим банкам, чтобы пополнить их собственные денежные резервы.
Однако повышение процентной ставки рефинансирования вызывает по цепной реакции рост ссудного процента коммерческих банков, что, в конечном счете, сокращает общий объем рыночного денежного предложения в Еврозоне. В результате уменьшается денежная масса МЗ, формирующая совокупный рыночный покупательский спрос. Естественно, это сдерживает инфляционное давление и противодействует снижению покупательной способности евро и национальных валют. Тем не менее в марте 2000 г. инфляция в Еврозоне достигла 2.1%, а в шести странах - даже 2.5% и более. В связи с этим ЕЦБ в июне опять повысил ставку рефинансирования сразу на 0.5 п. п. - до 4.25%.
Кроме того, проблемы ЕЦБ осложняются тем фактом, что он имеет дело с новой валютой, новым валютным регионом и совершенно новым набором экономической статистики. ЕЦБ не обладает значительным опытом, который имеют другие центральные банки, чтобы хорошо представлять себе, как поведет себя экономика в тот или иной поворотный момент. Это делает руководителей ЕЦБ менее авторитетными и более подверженными ошибкам.
Единая валюта евро устраняет прежний порядок обмена национальных валют с оплатой комиссионного сбора, а также ликвидирунт финансовый риск в договорных отношениях от непредвиденных колебаний. Евро становится надежным единым денежным средством для сравнительной оценки рентабельности хозяйственной деятельности и экономической эффективности финансирования научно-технических проектов и долговременных инвестиций в странах Еврозоны. От этого получают большую выгоду все страны Евроленда, о чем в первую очередь и следует помнить критикам евро.
В любом случае расширение границ еврозоны - дело времени. Вопрос стабильного курса единой валюты всегда будет ключевым, так как без него невозможно экономическое процветание региона в долгосрочном плане. Переход на евро стал завершающим и главным шагом европейской интеграции, ее логическим завершением. Назад дороги нет, так как именно консолидация сил и экономического потенциала европейских стран стала главным оружием европейцев за экономическое лидерство в мире с США и Японией. Евро просто обречен на успех, так как с ним связано будущее региона, обладающего огромным потенциалом роста.