рефераты по менеджменту

Менеджмент в российском бизнесе

Страница
5

Женщины чаще виноваты сами в этой ситуации. Они не умеют за себя постоять, у них занижена самооценка, они склонны оглядываться на других, мотивируя свои поступки тем, что "все так делают, все так живут". В результате к ним и отношение соответствующее - как к рабыням или крепостным.

Женщинам предстоит долгий путь переоценки ценностей, обретения собственного достоинства. Он куда труднее, чем путь к рыночному прилавку. Надо найти в себе силы переобучиться, искать единомышленниц, создавать свое дело.

Недавний кризис сыграл, я бы сказала, положительную роль: на рынке закрепилось много мелких отечественных фирм, появилось больше товаров швейного производства, которое по традиции находится в основном в женских руках. Развитие российской промышленности дало бы женщинам новые рабочие места, не связанные с криминалом. К сожалению, сегодня в правительстве некому поддержать малый бизнес, в том числе и женский. После ухода Сергея Кириенко профильный Комитет по малому предпринимательству, который возглавляла Ирина Хакамада, расформирован. Он просуществовал всего три месяца и ничего не успел осуществить. Сегодня, после финансовой встряски, женщины опять вернулись к своим прилавкам. Деться им некуда - нужно кормить детей и безработных мужей.

Ведь при любом кризисе люди все равно будут покупать еду и одежду, а значит, места на рынке всем хватит.

Женский менеджмент в российском бизнесе.

В развитых странах мира господствует убеждение, что основа успеха любой фирмы - высококлассные менеджеры. "В бизнесе нет мужчин и женщин, есть деловые партнеры", - говорят англичане. Но деловые партнеры наделены определенными чертами, которые необходимо учитывать, чтобы достичь успеха.

Многие проблемы женщин в современных бизнес - организациях - результат доминирующей деловой культуры, основанной на концепции рациональности. Индивидуальность работника подчинена целям организации, его поведение определяется занимаемой должностью и обязанностями.

На пороге XXI века специалисты пришли к единому мнению, что в будущем бизнес должен стать менее иерархичным, более гибким, быстрым и подвижным. Менеджер новой генерации умеет хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих работников. "И есть группа людей, которые имеют огромные преимущества в реализации нового подхода, - это женщины"4.

Сейчас набирает силу и утверждает себя бизнес, который традиционно считался в России женским: торговля, сервис. Типично мужские секторы бизнеса также активно осваиваются женщинами, занимающими, как правило, вторые позиции.

По данным USAID3, доля женщин, занимающих административные и менеджерские позиции, по регионам такова, процента:

Восточная Азия

1,3

Южная Америка

3,1

Латинская Америка и Карибские страны

8,8

Африка

9,6

Индустриальные страны

27,7

В мире

14,0

Многие проблемы женщин в современных бизнес- организациях - результат доминирующей деловой культуры, основанной на концепции рациональности. Индивидуальность работника подчинена целям организации, его поведение определяется занимаемой должностью и обязанностями.

На пороге XXI века специалисты пришли к единому мнению, что в будущем бизнес должен стать менее иерархичным, более гибким, быстрым и подвижным. Менеджер новой генерации умеет хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих работников. "И есть группа людей, которые имеют огромные преимущества в реализации нового подхода, - это женщины".

Сейчас набирает силу и утверждает себя бизнес, который традиционно считался в России женским: торговля, сервис. Типично мужские секторы бизнеса также активно осваиваются женщинами, занимающими, как правило, вторые позиции.

Представления женщин о карьере:

Большинство женщин европейских стран видят в своей работе способ поддержания уровня жизни, а не возможность сделать карьеру - только 33% из них идентифицируют работу с карьерой (среди американских женщин таких 46%).

Власть и влияние как результат успешной карьеры в глазах большинства российских женщин-менеджеров носят скорее негативный оттенок. Результаты исследования показали, что хотя 60% опрошенных считают свою работу интересной и утверждают, что она дает им возможность принимать самостоятельные решения, более половины уверены, что у них нет никаких шансов на повышение5. Карьера, равно как и интересная работа, является не столько реальной целью, сколько опознавательным знаком идеального места женщин в современном мире. Отсутствие стремления к профессиональной карьере они объясняют тем, что "объективно не подготовлены к руководящей роли" (39% женщин указали на это), а почти 75% опрошенных соглашаются с тем, что зарплата соответствует их квалификации. Заметим, что западные женщины уверены в обратном.

Полученные нами данные показали, что женщины-менеджеры ориентированы на достижение успеха, и их мотивы разнообразны. Успешная карьера предполагает, в их понимании, помимо независимости и самостоятельности в работе, возможность творчества, самореализации, полного раскрытия своих профессиональных возможностей. При этом если в карьере для женщин наиболее важна свобода в принятии решений, то в жизни наиболее ценным является благополучие детей.

После окончания средней школы амбиции мужчин и женщин одинаковы: те и другие стремятся получить высшее образование в сфере менеджмента. "Потенциально, - заявила в интервью одна из опрошенных женщин-менеджеров, - у женщины хорошие шансы, но реализуются они реже. Женщина может прикрыться карьерными амбициями мужа и гордиться его успехами как своими. Мужчинам это менее свойственно. Если жена успешна, это не прибавляет к репутации мужа, наоборот - он может испытывать от этого психологическую ущемленность. Мужчины более болезненно относятся к своим неудачам в бизнесе. Женщине легче: общественное мнение нормально отнесется к тому, что она, потерпев неуспех, останется дома и будет варить мужу суп. Если мужчина неуспешен в карьере, страдает он сам, плюс его семья испытывает негативное общественное мнение".

Во всех странах превалирует мнение, что амбиции женщины должны быть направлены на то, чтобы выйти замуж за успешного бизнесмена (в России этот стереотип сейчас очень силен). Другой распространенный вариант - удовлетвориться тем, что она родила и вырастила детей. Но многим женщинам этого недостаточно, и они стремятся не только к семейной, но и к профессиональной реализации.

Новая экономическая политика поставила российских женщин-менеджеров перед необходимостью осваивать новые зоны ответственности. Бизнес же, как цель, как желание активно поменять свою жизнь, по данным нашего исследования, не воспринимается большинством опрошенных женщин.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту