Введение
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще," управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер. Но прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского management - управление. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций. Если немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит:
· изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и прогнозирование;
· производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
· управление персоналом, следовательно знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
Основная функция менеджмента - это умение достигать поставленных целей.
Отличительная черта малого предпринимательства
Уровень менеджмента и квалификации кадров - ключевые факторы определяющие успех в бизнесе независимо от его масштабов. В малом бизнесе наличие квалифицированного персонала имеет особое значение. В небольшой фирме велика цена ошибок или неэффективной работы каждого, поскольку именно интенсивный труд, высокое качество работы, мобильность кадров и фирмы в целом являются конкурентными преимуществами малого бизнеса по сравнению со средним, а тем более крупным.
Специфическая характеристика менеджмента в малом бизнесе, выступающая в качестве барьера для развития, - невысокий уровень специализации управленческих функций. Он приводит к необходимости «всем заниматься всем». Прежде всего это относится к первому лицу.
Данные опросов показывают(таблица №1) , что большинство руководителей, совмещая функции менеджера и собственника, держат под контролем финансы предприятия. Наряду с этим более 60% первых лиц занято управлением производственным процессом, а зачастую при необходимости подключаются напрямую к изготовлению продукции.
Таблица №1 Сферы профессиональной деятельности руководителей МП (в % от числа ответивших)
Сферы управленческой деятельности | Руководитель предприятия | Рук - ль службы сбыта/маркетинга | Зам. Рук - ля по кадрам |
Управление производственным процессом | 61,8 | 17,1 | 15,2 |
Управление финансами | 64,7 | 34,3 | 12,1 |
Управление коллективом | 44,1 | 14,3 | 45,5 |
Управление реализацией продукции (маркетингом) | 17,6 | 85,7 | 18,2 |
Оперативное управление | 8,8 | 25,7 | 12,1 |
Стратегическое управление | 52,9 | 14,3 | 3,0 |
Управление нововведениями | 5,9 | 17,1 | 3,0 |
Повышение эффективности управления | 23,5 | 8,6 | 3,0 |
Подготовка и повышение квалификации кадров | - | 2,9 | 33,3 |
Делопроизводство | 5,9 | 11,4 | 45,5 |
Разрешение конфликтных ситуаций в коллективе | - | - | 15,2 |
Определение и оформление трудовых отношений с работниками | 2,9 | 5,7 | 54,5 |
Более или менее специализированна управленческая функция по маркетингу, особенно при сопоставлении с кадровым менеджментом. Интересно, что на тех МП, где произошло выделение функции по управлению персоналом, в практической деятельности этих менеджеров она вовсе не доминирует. Около 55% руководителей кадровых служб/ заместителей руководителя по кадрам указали, что они занимаются определением и оформлением трудовых отношений с работниками и управлением коллективом, а всего 1/3 - подготовкой и повышением квалификации кадров, то есть своими непосредственными функциональными обязанностями.