Прежде всего бросается в глаза дефицит кадров менеджеров и специалистов по маркетингу и рекламе на предприятия сферы производства. В торговле же дефицит этих специалистов в два раза ниже. Такой высокий уровень их дефицита для производственных МП может быть объяснен воздействием более высоких требований к специалистам, обусловленных спецификой отрасли, а также меньшей конкурентоспособностью промышленных предприятий с позиции оплаты труда работников и такого немаловажного фактора, как устойчивость предприятия в целом.
Что касается специалистов по оптимизации налогообложения, то здесь ситуация прямо противоположная: их дефицит в торговле в два раза выше, чем на производстве. Каждое второе торговое предприятие хотело бы иметь в управленческой команде такого специалиста для ослабления давления налоговых инспекций.
Юристы в равной степени стали необходимы каждому пятому предприятию независимо от его отраслевой принадлежности, что свидетельствует об усилении намерения малого бизнеса работать в правовом поле. Однако наем юристов на постоянной основе в широких масштабах вряд ли возможен, так как услуги этой категории специалистов наиболее дорогостоящи.
Объективная потребность в совершенствовании менеджмента и повышении квалификации кадров в малом бизнесе наталкивается прежде всего на финансовые ограничения. Этот фактор является существенным примерно для половины всех фирм. По данным опроса, в настоящее время малые предприятия не в состоянии платить более 1000 $ в год, что недостаточно для покупки качественных образовательных услуг. Лишь менее 5% руководителей малых фирм смогли позволить себе подобное обучение. Другой ограничитель - время. Невозможность отвлечения на учебу была существенна более чем для 62% МП. Учитывая многофункциональность управленцев в малом бизнесе, ограниченный состав управленческой команды и отсутствие полноценной замены проходящих обучение менеджеров, под угрозой потери контроля может оказаться значительная часть бизнеса.
Однако и предложения на рынке образовательных услуг не вполне соответствуют спросу. Так, по данным опроса, каждая пятая фирма не удовлетворена эффективностью обучения или содержанием курсов.
Таким образом недостаточная квалификация менеджмента и персонала на предприятиях малого бизнеса приводит к ряду негативных последствий:
· ограничению возможностей МП по переходу в разряд средних, по диверсификации деятельности в случае ухода с «привычных» рынков, определяемых предшествующим опытом предпринимателя
· снижению шансов на привлечение внешних инвестиций, получение государственной поддержки из - за непроработанности бизнес - проектов
· усиление риска банкротства из - за низкого уровня управленческих решений
· затруднению использования инновационного потенциала малого бизнеса
Будут ли руководители российских предприятий учиться менеджменту?
Руководителям были предложены для оценки факторы, способные выступать в качестве препятствующих менеджмент - образованию, которые условно можно объединить в две группы - внутренние и внешние для предприятия.
К внутренним факторам относятся:
·отсутствие финансовых возможностей у предприятия
·невозможность отвлекать от работы руководителей и специалистов из - за их высокой загруженности
·незаинтересованность персонала в повышении своей квалификации
Внешними для предприятия факторами, связанными с существующей системой подготовки управленческих кадров, являются:
·нехватка информации о существующих возможностях повысить квалификацию
·низкая эффективность обучения
·отсутствие нужных образовательных услуг
На сегодняшний день результаты опроса показывают, что первая группа факторов лидирует.
В целом 74,2% ответов руководителей указывают на факторы первой группы. При этом каждый из этих факторов получил следующее количество голосов:
·отсутствие финансов - 37,8%
·невозможность отвлечь руководителей и специалистов на обучение из - за высокой загруженности - 29,1%
·незаинтересованность персонала в повышении своей квалификации - 7,3%
Значимость второй группы факторов существенно ниже первой (по выборке в целом - 24,8%):
·низкая эффективность обучения - 12,8%
·отсутствие нужных образовательных услуг - 6,2%
·отсутствие информации о существующих возможностях повысить квалификацию - 5,8%.
Соотношение между двумя выделенными группами факторов для предприятий разных типов представлено в таблицах 4 и 5
Таблица №4. Влияние внешних и внутренних факторов на снижение спроса предприятий на менеджмент - образование. (в % к числу ответивших).
Группы факторов |
Москва |
Петербург |
Внутренние |
69.8 |
75.5 |
Внешние |
30.2 |
24.5 |
Таблица №5. Влияние внешних и внутренних факторов на снижение спроса предприятий различной формы собственности и размера (в данной таблице будут приведены только малые) на менеджмент - образование.
Группы Типы предприятий
факторов Форма собственности Размер
Гос-ная Смешанная Частная Малые
Внутренние 76.4 80.7 67.5 68.1
Внешние 23.6 19.3 32.5 31.9
Для частных и малых предприятий значимость факторов второй группы, связанных с качеством образовательных услуг, относительно выше, чем для других предприятий. Они с гораздо большей требовательностью и некоторым недоверием относятся к тому, что им предлагает система менеджмент - образования. Они готовы платить собственные деньги за учебу, но хотят рассчитывать при этом на существенную пользу от обучения.