Таблица 24 Проектирование стратегии конкуренции с учетом динамики рынка
Тип рынка |
Характерные черты рынка |
Перспективные направления конкуренции |
Быстрорастущий новый рынок |
неопределенность правил игры нестабильность технологий, стандартов и предпочтений клиентуры фирмы скорее заняты разработкой услуг и технологии, чем анализом намерений конкурентов нет входного барьера для конкурентов высокие стартовые издержки, но есть резервы снижения себестоимости услуг отсутствие групп потребителей |
инновационный стиль ведения бизнеса закрепление преимуществ приоритета расширение границ рынка и поиск новых групп клиентов формирование приверженности потребителей быстрое реагирование на новые технологии защита позиций к моменту прихода крупных конкурентов |
Рынок замедленного роста |
усиление борьбы за долю рынка и снижение цен насыщение рынка разборчивость клиентов к цене и сервису необходимо привлечение внешних источников ресурсов для инноваций появление межрегиональной конкуренции падение рентабельности рынка концепция бизнеса рост эластичности спроса по цене |
анализ и сокращение издержек учет ценообразования конкурентов инновации, снижающие издержки увеличение продаж услуг старым клиентам поиск конкурентов кандидатов на вывод с рынка выход на внешние рынки для привлечения ресурсов и продажи услуг |
Застойный или сокращающийся рынок |
рост агрессивности конкуренции стабилизация или падение спроса/предложения стабилизация цен достижение высокой концентрации бизнеса |
выделение растущего сегмента внутри застойного рынка и концентрация на нем инновации, открывающие неценовую конкуренцию услуг снижение себестоимости услуг |
Таблица 9 Проектирование стратегии конкуренции с учетом рыночной доли фирмы
Степень доминирования фирмы на конкурентной карте рынка |
Вероятные методы конкурентной борьбы |
Лидер |
продолжение наступления: анализируется достаточность ресурсов для продолжения инноваций и усиления давления на конкурентов стабилизация позиций: поддержание достигнутого уровня рентабельности, установление входных барьеров, улучшение сервиса и сбалансированность цен, сохранение доли рынка борьба с конкурентами: развертывание бескомпромиссных кампаний давления на конкурентов, привлечение потребителей и поставщиков, дискредитация конкурентов, переманивание персонала |
Сильная конкурентная позиция |
поиск незанятой ниши со слабой конкуренцией приспособление к выбранному целевому рынку создание идеальной услуги имитация действий лидера поглощение мелких конкурентов создание отличительного имиджа |
Слабая конкурентная позиция |
удешевление услуг или дифференциация услуг сохранение существующей доли рынка и рентабельности реинвестиции на уровне достаточного минимума для получения краткосрочных прибылей: извлечение ресурсов из сворачиваемого направления бизнеса для перемещения их в перспективные сектора |
Аутсайдер |
радикальная реорганизация фирмы: перепозиционирование бизнеса, изыскание внутренних резервов, слияние с конкурентом, сокращение неприбыльного ассортимента повышение цен, если спрос неэластичен по цене всемерное снижение издержек распродажа активов, сокращение работающих, сокращение части услуг выход из бизнеса |
Становление и развитие предпринимательства в России обуславливает повышенный интерес к новым теориям и направлениям развития маркетинговой деятельности.
Формирование рынка маркетинговых информационных услуг, выделение в отдельный его сектор информации, полученной в результате маркетинговых исследований, требует рассмотрения новых направлений развития современного маркетинга. К ним относится и маркетинг-статистика.
В результате проведенного авторами монографического исследования осуществлен детальный анализ рынка маркетинговой информации - новой, специфической в силу своей товарной формы и сферы применения, системы организации отечественного и зарубежного рынков информационных услуг, определены основные пути повышения эффективности использования информационных ресурсов на разных уровнях хозяйствования и современных методов обработки, анализа и прогнозирования маркетинговой информации.
Особенностью исследования является рассмотрение проблем маркетинг-статистики с позиции принятия управленческих решений.
Поскольку данное направление маркетинга рассматривается в отечественной научной литературе впервые, авторы отдают себе отчет в том, что некоторые аспекты маркетинг-статистики остались незатронутыми или были раскрыты не до конца. Часть определений, положений и выводов требует дополнительной теоретической и практической проверки. Это закономерно для любого первого комплексного исследования новой проблемы. К тому же весь спектр проблем маркетинг-статистики не может быть изучен полностью в рамках одного исследования. Здесь намечены лишь подходы к решению некоторых, наиболее важных, по мнению авторов, вопросов и сделана попытка экспериментально их проверить.