Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности дал следующие результаты.
Из основных структурообразующих документов, являющихся основой для постановки регулярного менеджмента на предприятии являются: штатное расписание, должностные инструкции и положения о подразделениях. Положение об организационной структуре в туристическом агентстве "Индиго" отсутствует. Это не позволяет построить эффективную систему контроля за деятельностью аппарата управления на предприятии и создает большие трудности при выявлении дефектов организационной структуры управления. Также в положениях о подразделениях в туристическом агентстве "Индиго" не определены цели деятельности для каждого подразделения, его вклад в общий результат деятельности компании, показатели эффективности деятельности, характерные именно для данного подразделения, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями компании.
SWOT - метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит компанию в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.
Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на ваше предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п. [8]
Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для формирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия. Смысл стратегического анализа состоит в том, что если понять конкурентную динамику отрасли, то можно думать о том, какие шаги предпринимать, что необходимо поменять, как использовать те или иные возможности, преимущества, компетенции. Фирма может либо приспособиться к изменяющимся условиям, либо противодействовать им, пытаясь изменить конкурентную среду. Если компания чаще, чем конкуренты, пытается прогнозировать будущее, то велика вероятность того, что она скорее будет держать под контролем будущую ситуацию, а конкуренты смогут лишь реагировать на нее. Помимо прогнозирования, задачей стратегического анализа является также выявление, развитие и защита от конкурентов факторов стратегического успеха.
SWOT - анализ туристического агентства "Индиго" представлен в таблице 1.
Таблица 1 - SWOT - анализ туристического агентства
Возможности |
Угрозы | |
1. Широкий выбор поставщиков ресурсов по всем направлениям - авиа, ж/д, страховых, финансовых компаний, туроператоров 2. Сезонный рост спроса 3. Обслуживание дополнительных групп потребителей 4. Поддержка туристической деятельности государством |
1. Возможность появления новых конкурентов 2. Снижение платежеспособности населения 3. Нестабильная политическая ситуация в странах, пользующихся большим спросом у потребителя 4. Снижение сезонного спроса (в зимний период) 5. Запрет государства на определенные туры. | |
Сильные стороны | ||
1. Высокая эффективность перехода на новые туры 2. Хорошая репутация компании 3. Наличие необходимых финансовых ресурсов |
1. Повышение спроса на туристические путевки новых направлений за счет хорошей репутации фирмы на рынке туристических услуг 2. Выход на новые сегменты при высоком уровне обслуживания позволит повысить конкурентные преимущества |
1. Удачное месторасположение в центре города позволит удержать конкурентные позиции 2. Разработка более дешевых туров по возможностям и вкусам потребителей 3. Переориентация на другие страны и направления 4. Разработка системы скидок, проведение различных акций в зимний период для повышения спроса на услуги турагентства |
Слабые стороны | ||
1. Персонал: отсутствие делегирования 2. Отсутствие четко разработанной стратегии 3. Неэффективная рекламная деятельность 4. Значительное влияние фактора сезонности на прибыль |
1. Разграничение полномочий, функций и обязанностей среди персонала: каждый работник отвечает за определенное направление; обучение персонала 2. Уточнение стратегии руководством |
1. Невысокий уровень маркетинговых исследований может стать выгодой для конкурентов и затруднить сбытовой процесс 2. Непродуманность рекламной кампании может снизить спрос и общую прибыль |
Данный SWOT-анализ представляет собой оценку сильных и слабых сторон "Индиго", ее внешних возможностей и угроз. Целью его проведения являлось исследование фактического положения и стратегических перспектив фирмы на основе изучения ее сильных и слабых сторон, рыночных возможностей и факторов риска. При разработке стратегии необходимо обеспечить соответствие внутреннего состояния фирмы (т.е. баланса ее сильных и слабых сторон), внешней ситуации (т.е. условиям отрасли и конкуренции).