Убеждая собеседника в правоте своих взглядов, руководители одновременно используют элемент внушения, иногда даже неосознанно. Очень часто именно от особенностей личности убеждающего нас человека, от его интеллектуального уровня, эмоционально-волевых свойств, экспрессивных качеств, особенностей речи, авторитета в коллективе, уважения и т.д. зависит положительный эффект убеждения. Именно поэтому нельзя недооценивать значимость внушения, влияющего прежде всего на эмоционально-чувственную сферу личности. Более того, его необходимо использовать в процессе воздействия на личность. В ходе правильного, корректного убеждения и использования элементов внушения руководитель может добиться социально-профилактического эффекта психотерапии, то есть комплексного воздействия на личность.
Эффективность убеждения личности обуславливается и речью убеждающего, поскольку благодаря ей происходит обмен информацией, раскрываются смысл и предмет беседы.
Эффективность убеждения зависит и от особенности личности субъекта общения: его компетентности в данном вопросе, уровня знаний в определенной области, стиля руководства, свойств темперамента, характера, наличия определенных способностей.
Убеждение используется не только в общении. Убеждающая информация содержится в самом нормативном акте. Это такие его части, как преамбула, принципы и т.д.
Таким образом, процесс убеждения - это сложная система взаимодействия людей, в процессе которого у объекта общения под влиянием логически обоснованной аргументации субъекта общения происходит изменение оценочных суждений.
Формирование убеждений включает помощь человеку в осознании правовых потребностей, развитие правовых чувств, волевых свойств личности, правовой активности, развитие правовых знаний, привитие правовых ценностей, осознание правовых интересов, поэтому правовые убеждения включают в себя следующие элементы:
1. Правовые потребности – потребности в порядке, организованности, справедливости, добре, уважении, в признании со стороны государства, коллектива, общественных организаций, в правде, гласности, соблюдении закона всеми социальными группами общества, в правовой защите государства, профсоюза и т.д.
2. Правовые чувства – личное отношение к праву, правде, справедливости, равенству, свободе; безопасности, уважение законов, то есть признание их ценности для себя лично и для общества; уважение прав, чести и достоинства других граждан; возмущение фактами нарушения законов, неприязнь к нарушителям закона, которые нарушают его сознательно, умышленно, к преступникам; не удовлетворенность собой при нарушении трудовой дисциплины, раскаяние, угрызение совести и т.д.
3. Волевые свойства личности – готовность противодействовать всем, кто нарушает закон, не исполняет обязанности, превышает свои права в ущерб окружающим, а также защищать интересы учреждения, общества, государства, своего товарища, другого гражданина.
4. Проявление социально-правовой, трудовой активности.
5. Правовые знания – знание законов, закономерности развития правовых отношений, теорий, но не всех, а лишь основных идей, принципов, которые составляют мировоззрение.
6. Правовые ценности – это такие ценности, как справедливость, свобода, равенство, законность, порядок, правовые идеи, а потому необходимо бороться со всеми, кто нарушает закон; надо использовать все свои права, исполнять все обязанности качественно и добросовестно.
7. Правовые установки – единство знаний правовых норм, эмоциональное отношение к нормам, готовность действовать на основе знаний, ситуация, позволяющая активно действовать.
Взгляды человека можно разделить на убеждения и предубеждения. В идеале, убеждения должны быть субъективной формой выражения объективной истины. Одна из задач убеждения как процесса состоит в том, чтобы раскрыть глаза человеку на его предубеждения и помочь ему от них избавиться.
Убеждение как процедура включает следующие виды деятельности.
Первый вид деятельности - выяснение имеющихся правовых убеждений и определение их дефекта. Часть работников имеет негативные убеждения, ценностные ориентации и не скрывают их. Причина этих убеждений – отсутствие истинных знаний права, искаженное его понимание, неверие в справедливость закона, его соблюдения на основании своего опыта в данном трудовом коллективе. Процесс переубеждения сопровождается внутренней борьбой, корректировкой взглядов, установок. Во всех случаях необходимо выяснить причину, основание неверных убеждений и показать, доказать, что эти взгляды несостоятельны, ошибочны. Необходимо также выяснить правовые знания, правовые интересы.
Второй вид деятельности – передача знаний трудового права. Прежде всего нужно точно выяснить уровень правовых знаний и запланировать мероприятия (лекции, беседы и т.д.) по его изменению. Необходимо показать человеку его ошибки, доказать справедливость существующих норм трудового законодательства, их ценность.
Третий вид деятельности – формирование собственного отношения к знаниям, принципам, нормам, целям законодательства, средствам их достижения, установленным в законе. Целесообразно добиться, чтобы человек прочувствовал знания, выработал по отношению к ним собственное отношение, убедился в их справедливости, пережил их. Для этого его необходимо поставить в такую ситуацию, чтобы он на собственном опыте убедился в необходимости этих норм, их справедливости и ценности.
Когда знания есть, они пережиты, человек в них уверен, они отвечают его интересам, - знания становятся убеждениями. Как уже отмечалось, процесс убеждения включает в себя не только доказательство истинности, справедливости принципов, норм, но и организацию деятельности коллектива на этих принципах, показ истиной жизненности принципов.
Если же работник совершил нарушение трудовой дисциплины, то администрация обязана применить к нему меру дисциплинарного или общественного воздействия или меру принуждения.
Существует два вида нарушений трудовой дисциплины:
1) неисполнение обязанностей, в том числе и неполное выполнение обязанностей, некачественное выполнение обязанностей;
2) превышение прав, но лишь такое, которое нарушает права и свободы других лиц (согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации).
Принуждение состоит в утверждении воли субъекта управления вопреки воле управляемого. В случае неисполнения воли субъекта управления последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу объекта управления с целью преобразования его воли, подчинения воле субъекта управления. Принуждение в управлении выражается в применении государственных и общественных принудительных мер. Нарушение норм права влечет юридическую ответственность, а невыполнение требований, содержащихся в нормах общественных организаций, может повлечь применение лишь мер общественного воздействия.
К государственным принудительным мерам, которые могут применяться в целях поддержания государственной дисциплины, обеспечения законности и правопорядка субъектами государственного управления, относятся меры дисциплинарного, административного, материального и уголовного принуждения.