2) Требование способности к коммуникации и умению работать с людьми вытекает из положения менеджера как связующего звена в системе коммуникаций на предприятии. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствие с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели.
способность к коммуникации в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека и поэтому часто используется в системах тестирования на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на предприятиях.
3) Третья категория требований, связанных с компетентностью в области специализации предприятия, предусматривает наличие специальных знаний в вопросах технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов производств и их особенностей. Выполнение этих категорий профессиональных требований осуществляется, как правило, в системах переподготовки и повышения квалификации руководящих работников.
Характер деятельности конкретного менеджера на предприятии определяются составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этот устанавливается в соответствии с принятой на предприятии системой разделения труда и специализации управленческих кадров. Принципиально в структуре любого предприятия можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и вертикальное.
Горизонтальное разделение труда в менеджменте связанно со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, то есть закреплению за ним одной или нескольких предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обуславливает создания на предприятии специальной службы стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов и управлений и т.п.
Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности, ее отраслевой принадлежности. Оно выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий от принимаемых на каждом уровне управленческих решений возрастает по мере перехода от низшего к высшему менеджменту. Высший менеджмент включает одну или несколько персон в зависимости от организационно-правовой формы предприятия. К высшему менеджменту относиться руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности. Средний менеджмент состоит из руководителей подразделений, служб и административных органов предприятия и включает до 60% всей численности менеджеров на предприятии. К низшему уровню относятся руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков и т.п.
Характер основных решений менеджера зависит от сферы его деятельности, а также от предметного круга функций, закрепленных за ним в конкретной организации. Следует отметить, что состав предметных функций менеджера существенно изменяется в зависимости от его иерархического уровня в организации.
Чем выше иерархический уровень менеджера, тем в большей степени в его деятельности присутствуют функции определения целей, стратегического планирования и системной организации инноваций.
Менеджеры должны обладать определенными знаниями, навыками, личными качествами, соблюдать определенные этические нормы. Поэтому есть необходимость в разработке модели менеджера.
Менеджер должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление, уметь разбираться во внутренней взаимосвязи факторов, действующих на фирме, и взаимодействии последних с внешней средой. Он должен обладать высокими человеческими качествами и быть хорошим психологом, уметь пойти на разумный взвешенный риск, осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовать бизнес-план, вести маркетинговые исследования, прогнозировать развитие системы с учетом потребностей рынка и занятия в нем новых ниш.
Личные качества менеджера. Менеджеру необходимо иметь:
- тягу к знаниям, профессионализм и творческий подход к работе;
- упорство, уверенность в себе и преданность делу;
- способность генерировать идеи;
- способность влиять на людей;
- коммуникабельность и чувство успеха;
- эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость;
- открытость, гибкость, приспособляемость к происходящим изменениям;
- ситуационное лидерство в корпорационных структурах;
- внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;
- энергичность и жизнестойкость;
- склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;
- ответственность за работу и принятые решения;
- потребность работать в коллективе и с коллективом.
Наряду с этим менеджеры должны обладать такими специфическими качествами, как:
- способность эффективно управлять собой и своим временем;
- способность устанавливать свои личные ценности;
- способность четко определять цели выполняемой работы, и собственные
цели;
- способность к саморазвитию;
- способность решать проблемы быстро и эффективно;
- изобретательность и гибкое реагирование на изменение ситуации;
- влияние без прямого давление на окружающих;
- умелое использование людских ресурсов;
- способность освоения новых подходов в отношении своих подчиненных;
- умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении
практических навыков;
- умение создавать и совершенствовать группы, способные быстро
становиться изобретательными и результативными в работе.
Итак, главными качествами современного и эффективного менеджера являются: высокий профессионализм, умение поддерживать новшество и поощрять совершенствование; поощрять персонал к откровенности и проведению эффективных групповых дискуссий; поощрять персонал за хорошую работу и критиковать тогда, когда это действительно необходимо; оказать помощь подчиненным, когда они в этом нуждаются; умение придерживаться своей принципиальной линии даже в кризисных ситуациях, не бросаясь в крайности; способность не переносить дела, а решать их в порядке важности, устанавливая для себя жесткие нормы времени; неукоснительное соблюдение правил, принятых в системе; оперативность в принятии обоснованное решение, в том числе в ситуациях, связанных с риском.
Питер Друкер родился в Австрии. Он получил юридическое образование и работал журналистом в Германии плоть до прихода к власти нацистов. Проведя некоторое время в Лондоне, он переехал в Нью-Йорк в 1937 году. Друкер был экономическим консультантом по банкам и советником по коммерческой политике и менеджменту во многих американских корпорациях. Его книги по различным направлениям бизнеса сделали его одним из ведущих авторов в области менеджмента. Много лет он работал в школе бизнеса Нью-Йоркского университета, с 1971года стал профессором общественных наук в Claremont Graduate School в Калифорнии.