В «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» выделяются следующие, наиболее существенные виды неопределенности и инвестиционных рисков:
риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;
внешнеэкономический риск, т.е. вероятность введения ограничений на торговлю и поставки, возможность закрытия границ и т.п.;
неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе. Подобные вопросы обычно решаются путем проведения периодических исследований о состоянии инвестиционного климата в стране, регионе, городе;
неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии. Ответы могут сформулировать лишь высококлассные специалисты – эксперты, привлечение которых зависит от сложности проекта;
колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п. Решение этих проблем непосредственным образом связано с качеством проведенных маркетинговых исследований;
неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;
производственно-технологический риск (аварии и отказ оборудования, производственный брак и т.п.). Оценку вероятности этих ситуаций могут дать только отраслевые специалисты-технологи на основе накопленного опыта;
неопределенность целей, интересов и поведения различных участников;
неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).
В условиях рыночной экономики сильно ограничено использование нормативно заданных значений входных данных (например, структуры цен, коэффициента дисконтирования, ожидаемого объема производства и др.). Расчеты приходится вести на основании их прогнозных значений, которые носят вероятностный характер.
Отсюда можно сделать следующие выводы: приход к оценке инвестиций должен быть вариантным, связанным с различными возможными сценариями развития экономики. При этом, наряду со значениями выходных показателей, соответствующих тем или иным параметрам, должна учитываться зависимость реализации проекта от изменения входных параметров, включая их вероятностный разброс;
в выводах должна в явной форме оцениваться степень ожидаемого риска. Рисковый характер проектов, требующих государственной или муниципальной поддержки, весьма вероятен;
оценка инвестиций должна в минимально возможной мере зависеть от тех входных параметров, значение которых не поддается четкой надежной оценке;
поскольку точность прогноза входных параметров неизбежно убывает с увеличением периода прогноза, то среди выходных показателей должны обязательно учитываться показатели, характеризующие реализацию проекта в динамике;
для более эффективного учета факторов риска при расчетах желательно применение специализированных компьютерных программ.
Необходимость учета динамики реализации проекта при оценке экономической эффективности инвестиций определяется увеличением входных параметров и выходных показателей, многие из которых определяются именно динамикой (например, годовые денежные потоки). Для полного учета динамики реализации проекта целесообразно использование имитационных компьютерных систем экономического и финансового моделирования, которые в зарубежной литературе называют корпоративными. Эти модели просчитывают максимально приближенную к реальности динамику реализации проекта через описание денежных потоков как событий, происходящих в различные периоды.
Вариантный и вероятностный характер многих процессов в рамках инвестиционных проектов повышает роль экспертных оценок при определении их экономических и финансовых показателей. Такие оценки употребляются достаточно регулярно как в отечественной, так и в зарубежной практике. Так, выбор методов оценки эффективности уже основан на некотором экспертном заключении. В переходный период роль экспертных заключений при определении соответствующих показателей существенно возрастает, поскольку используемые для расчета показатели не являются ни директивными (как при административно-командной системе), ни равновесными (как в развитой рыночной экономике). Соответствующая экспертная оценка может быть получена как после проведения специальных исследований, так и при использовании накопленного опыта ведущих специалистов.
Возрастание степени риска при осуществлении проектов требует более тщательной оценки критических моментов его реализации. Широкое множество выходных показателей, часто конкурирующих между собой, предполагает использование экспертных оценок для конструирования критерия качества проекта. Поэтому система оценки эффективности инвестиций в современных условиях по необходимости становится «человеко-алгоритмической», причем роль человека-эксперта является определяющей.
В условиях постижения рыночных отношений роль бизнес-плана важна не только при подготовке инвестиционных проектов, но и в процессе их текущего функционирования. Однако этот неоспоримый факт часто не до конца осознается руководителями, отрицающими целесообразность выделения средств как на разработку, так и на презентацию бизнес-плана. Такая «экономия» может привести к значительным потерям и заметно осложнить будущее предприятия, поскольку не используется апробированный метод организации инвестиционной деятельности и последовательного продвижения любого конкретного проекта к инвесторам.
В традиционном смысле основой разработки бизнес-плана является либо уже находящийся в проработке конкретный проект, либо некий замысел, не имеющий однозначного решения по расширению действующих или созданию новых производств (объектов). Поэтому основными заказчиками таких работ становятся руководители предприятий или группы предпринимателей, готовые профинансировать эти работы. Однако использование элементов бизнес-плана вполне соответствует специфике положения отечественных региональных органов власти. Это связано с тем, что в ходе проводимых реформ их роль в управлении экономическими процессами хотя и изменилась, но влияние по-прежнему остается весьма существенным.
Оставив в прошлом методы прямого административного распоряжения региональной частью общегосударственной собственности, государственные региональные органы власти ведут активную работу по созданию и поддержанию организационно-правового механизма гибкого реагирования на социально-экономическую ситуацию, которая складывается в результате хозяйственной деятельности самостоятельных субъектов различных форм собственности. На этой основе развиваются тесные качественно новые взаимоотношения с товаропроизводителями, что выражается в специфическом участии региональной администрации в бизнес - планировании.
Одновременно с этим региональные органы власти ответственны за развитие значительной части объектов, находящихся на бюджетном финансировании. По каждому из таких объектов разработка бизнес-плана является единственным способом найти рациональный путь их развития в системе рыночных отношений. Такие бизнес-планы должны учитывать отраслевой профиль фирмы, перспективы развития регионального потребительского рынка, динамику уровня доходов и необходимость изменений материально-технической базы соответствующего вида деятельности, чтобы поддержать конкурентоспособный уровень предлагаемых работ и услуг. Такая разработка обеспечивает адаптацию к новым экономическим условиям и приведение в соответствие целей развития объектов (или целых отраслей) и их финансового обеспечения.