Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя.
Выделим общие преимущества линейно-функциональной организационной структуры:
1. Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников
2. Освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем
3. Возможность привлечения консультантов и экспертов
Общими недостатками линейно-функциональной организационной структуры являются:
1. Отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями
2. Недостаточно четкая ответственность, т. к. готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации
3. Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т. е. тенденция к чрезмерной централизации
Таблица 2. Характеристика российской модели корпоративного управления на примере ООО «Автомагистраль-НН»
№ п/п |
Параметры |
Российская модель |
1. |
Система социальных ценностей |
В то же время, в последние годы получает распространение практика участия хозяйствующих субъектов в решении актуальных социальных проблем на федеральном и региональном уровнях, что является одним из важнейших ресурсов для повышения уровня социальной стабильности в обществе. В основе такой практики лежит принятие ценностей и принципов социальной ответственности бизнеса. |
2. |
Роль трудовых коллективов |
Роль и значение трудовых коллективов в развитии общества огромны. От эффективности и качества труда работников в конечном счете зависят процветание общества, уровень и качество жизни людей. Путь же к успеху каждого трудового коллектива – это снижение себестоимости и издержек производства, повышение его эффективности, технического и технологического уровня и уровня организации производства; повышение объемов и качества выпускаемой продукции и услуг; максимальный учет запросов потребителя и снижение цен с целью завоевания рынка сбыта, в итоге – улучшение всей экономики и уровня жизни населения в частности. |
3. |
Основной способ финансирования |
Самофинансирование – финансирование деятельности за счет генерируемой прибыли. |
4. |
Доступ к информации |
Единая информационная база предприятия позволяет получить дополнительные преимущества, такие как сохранность данных, управление доступом к информации и отсутствие дублирования ввода данных. |
5. |
Стоимость вложения капитала |
Под стоимостью капитала понимается доход, который должны принести инвестиции для того, чтобы они себя оправдали с точки зрения инвестора. Стоимость капитала выражается в виде процентной ставки (или доли единицы) от суммы капитала, вложенного в какой-либо бизнес, которую следует заплатить инвестору в течение года за использование его капитала. Инвестором может быть кредитор, собственник (акционер) предприятия или само предприятие. В нашем случае предприятие инвестирует собственный капитал, который образовался за период, предшествующий новым капитальным вложениям и следовательно принадлежит собственникам предприятия. |
6. |
Ликвидация рынка ценных бумаг |
Рынок ценных бумаг – это часть финансового рынка (другая его часть – рынок банковских ссуд), где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Он является одновременно и индикатором рыночной экономики и главным ее финансовым рычагом. Предприятие активно вкладывает финансовые средства в ценные бумаги крупных российских компаний. |
7. |
Оплата менеджмента |
Вопросы заработной платы регулируются со стороны государства Трудовым кодексом РФ. Важное место в правовом регулировании заработной платы отводится системе социального партнерства. В Российской Федерации порядок заключения таких договоров определен Законом «О коллективных договорах и соглашениях». Цель создания таких договоров – находить сбалансированные решения при неизбежном противостоянии интересов социальных партнеров в условиях рынка. Предмет согласований и компромиссов – комплекс социально трудовых проблем, но главным образом – оплата труда и занятость. Партнерство предусматривает: а) преимущественно переговорный характер разрешения разногласий; б) согласование социально-экономической политики, в первую очередь политики доходов; в) согласование ряда критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства; г) утверждение системы общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда; д) участие наемных работников в управлении. |
8. |
Структура Акционерного капитала |
Уставный капитал ООО складывается из номинальной стоимости долей его участников. Согласно вступившему в силу 1 июля 2009 года новому "Закону об ООО", размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей. Размер уставного капитала ООО и номинальная стоимость долей участников определяются в рублях. Уставный капитал ООО определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер доли участника в уставном капитале ООО определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника ООО должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала ООО. Действительная стоимость доли участника ООО соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли. |
корпоративный управление идентичность
Таблица 3. Анализ корпоративной идентичности компании
Признак |
Краткое описание |
Соблюдение принципов корпоративного поведения |
1. Принцип эффективного управления 2. Принцип контроля и подотчетности. 3. Принцип организации и координации управления рисками. 4. Принцип обеспечения и защиты прав и интересов заинтересованных лиц. 5. Принцип предотвращения и урегулирования корпоративных конфликтов. 6. Принцип корпоративной этики |
Соответствие основным характеристикам корпоративной культуры |
К наиболее значимым характеристикам корпоративной культуры относятся: 1. осознание работником своего места в компании (группе); 2. тип совместной деятельности; 3. нормы поведения; 4. тип управления; 5. культура общения; 6. система коммуникаций; 7. деловой этикет; 8. традиции компании; 9. особенности трактовки полномочий и ответственности; трудовая этика. |
Соблюдение основных положений кодекса деловой этики |
1. Компания дорожит своей деловой репутацией и прилагает все усилия для непрестанного подтверждения своего доброго имени делами. 2. Мы стремимся, вести дела, руководствуясь соображениями справедливости, добросовестности и персональной ответственности каждого из нас за результаты оказываемых нами услуг: никогда не допускать по отношению к своим клиентам и коллегам таких поступков, которых мы не хотели бы видеть по отношению к себе. 3. Компания стремится исправлять любое этическое нарушение, противоречащее нормам настоящего кодекса, вне зависимости от того, где, когда и кем из наших сотрудников оно было допущено. 4. Принципиальную основу достижения целей профессиональной деятельности компания видит в постоянном повышении качества работы, непрестанном совершенствовании профессиональных знаний и навыков каждого сотрудника, в том числе путем обмена опытом с коллегами. 5. Все сотрудники должны строить свою работу так, чтобы клиенты чувствовали заботу компании о них, понимали, что сотрудники помогают в достижении их целей. 6. К базовым целям компании при осуществлении проф. деятельности относится: 1) Предоставление клиентам профессиональной помощи; 2) Экономия сил и времени клиентов; 3) Обеспечение клиентам удовлетворения сотрудничеством с нашей компанией. |