6. Разработка системы ответов на возможные «нежелательные» вопросы со стороны журналистов (доводы о необходимости повышения профессионализма сотрудников и др.).
Основные выводы.
Настоящая программа действий была передана специалистами агентства на рассмотрение в соответствующие структуры банка — управление по связям с общественностью и управление по работе с персоналом. После необходимого согласования программа была принята, после чего в течение двух недель сотрудниками агентства в банке был проведен ряд мероприятий по разрешению конфликтной ситуации и налаживанию коммуникаций, включая групповые тренинга и личные беседы с руководством. Однако через месяц после завершения работ с реализацией программы возникли определенные трудности: руководители среднего звена банка (начальники отделов и служб), в отличие от высшего руководства (правление, начальники управлений и филиалов), не сумели правильно на своем уровне реализовать некоторые положения программы. В первую очередь, это касалось самой процедуры увольнения. В результате специалистами агентства была проведена серия консультаций и тренингов по методике увольнения для банковского руководителя среднего звена и построению коммуникации с увольняемыми.
Рассматривая данную ситуацию с точки зрения полезности описанного конфликта, можно отметить несколько положительных моментов, явившихся результатом эффективного управления конфликтным взаимодействием:
· конфликт не привел к деструкции или серьезному ухудшению внутреннего климата в банке;
· налаженная с помощью специалистов система коммуникаций в банке дала возможность его руководству самостоятельно реализовать данную программу;
· коммуникации соответствуют новым условиям и требованиям структуры;
· соответствующие управленческие структуры банка получили необходимые знания и навыки для прогнозирования и возможного предотвращения подобных ситуаций в будущем;
· руководство банка осознало необходимость поддержания внутрифирменных коммуникаций на уровне, соответствующем его положению в настоящий момент, и приобрело опыт поведения в конфликтных ситуациях;
· банк продолжает нормально развиваться в новых условиях.
Прежде нем анализировать представленный проект, попробуем ответить на несколько вопросов:
1. Является ли ситуация с персоналом определяющей (базовой) для кризиса банка?
2. Согласны ли мы со всеми выводами разработчиков проекта?
3. Предусматривает ли предложенный проект манипулятивные действия, построенные на недостоверной (или даже заведомо ложной информации)?
4. Насколько достоверен итоговый прогноз разработчиков?
5. Можно ли считать все запланированные (а позже и совершенные) действия соответствующими определению PR и, следовательно, являвшимися PR?
6. Можно ли считать, что конфликт удалось перевести в коммуникативную фазу и затем преодолеть?
7. Работала ли соответствующая служба банка как PR-отдел или как отдел контроля связей с общественностью (или даже отдел контроля общественности)?
Увы, ответы на эти вопросы вряд ли способны порадовать PR-общественность.
Кстати, позже глава этого агентства, давая интервью газете «Капитал», произнес: «Сотрудники агентства действовали очень профессионально. Судите сами, банк разорился, а его клиенты еще две недели ничего об этом не знали».
Заключение
Технологическая основа PR — система RACE, описывающая базовую структуру PR-проекта:
· анализ, исследование и постановка задачи;
· разработка проекта и его бюджета;
· осуществление коммуникации через осуществление проекта.
· исследование результатов, опенка и возможные доработки.
Работая с имиджем, необходимо постоянно задавать себе семь основных вопросов:
· Каков имидж субъекта?
· Какой имидж желателен для самого субъекта?
· Каким субъект представляется самому себе?
· Каков он на самом деле?
· Каким он должен быть на взгляд своей общественности?
· Возможно ли совпадение ответов на первые пять вопросов?
· Что нужно для этого сделать?
Принято различать внутренний и внешний имидж, т.е. представления о субъекте внутренней и внешней общественности. В свою очередь, внутренняя общественность — это не только персонал организации, но и топ-менеджмент, и владельцы. Часто эти три группы не совпадают, да и первая из них распадается на несколько непересекающихся, и отличающихся по типам мышления, уровню образования, социально-психологическим стереотипам и пр.
В случае информационного дефицита, а также противоречивости имеющейся информации о субъекте (преднамеренной или непроизвольной), общественность склонна весьма неадекватно представлять себе сам субъект, что приводит к появлению и распространению мифов.
Для специалиста по PR требуется хорошее знание не только основ работы с текстом, иностранных языков и технологий различных СМИ, но также и менеджмента, экономики, социологии, психологии, статистики и прочего, прочего, прочего.
Одной из наиболее действенных PR-технологий является паблисити — технология достижения положительной известности субъекта среди его общественности.
Спонсорство — действенный инструмент работы не только с внешней, но и с внутренней общественностью.
PR-проект, как и всякий другой проект, обладает четырьмя признаками:
· направлен на достижение конкретных целей;
· включает в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
· имеет ограниченную протяженность во времени: с определенным началом и концом;
· как и все проекты, в определенной степени неповторим и уникален.