Такие действия неминуемо приводят к нежелательным последствиям как во внутренней среде, так и во внешнем общественном мнении о банке через неправильное толкование информации.
Предполагая эти последствия и желая их минимизировать, руководство банка обратилось за помощью к специалистам в области общественных связей и коммуникаций (далее агентство), которыми был разработан настоящий план.
Анализ ситуации.
1. Возможные последствия
В самом банке:
· «напряженность» внутри коллектива банка;
· уменьшение работоспособности сотрудников;
· распространение различных слухов;
· атмосфера недоверия к руководству;
· эскалация межличностных конфликтов между конкретными сотрудниками;
· тенденция к уходу хороших сотрудников.
В общественном мнении и прессе
· интерпретация в прессе изменений, происходящих в банке (факты увольнения сотрудников) как признака кризиса банка;
· недоверие со стороны клиентов;
· действия со стороны конкурентов, ухудшающие положение банка (от целенаправленного распространения порочащих банк слухов до экономических действий).
2. Реальные последствия
Отсутствие на момент начала проекта официальной информации о происходящих в банке процессах, а также упомянутые решения руководства банка уже привели к ряду реально наблюдаемых отрицательных процессов:
· распространению слухов и домыслов внутри банка;
· настороженному отношению части общественности к банку;
· распространению слухов за пределами банка о его, якобы, неустойчивом финансовом состоянии.
Известно, что слухи воспринимаются работниками очень серьезно и люди реагируют на них не как на недостойную внимания простую информацию. Работники готовы поверить плохим новостям потому, что они подсознательно именно таких новостей боятся. А это — симптом стрессов и конфликта в организации.
Однако необходимо отметить, что реакция за пределами банка на события в нем к моменту обращения в агентство не приобрела того масштаба, который мог бы характеризоваться как «кризис во взаимоотношениях с сотрудниками и общественностью».
Основная цель компании. Учитывая вышесказанное, цель программы управления конфликтом может быть сформулирована следующим образом: предотвращение возможных негативных последствий сокращения кадров во внешней и внутренней среде банка.
Общие принципы решения подобных проблем. Необходимо отметить, что процесс увольнения всегда был и будет серьезной проблемой не только для сотрудников организации, но и для ее руководства. Увольняя работника, руководитель и, в первую очередь, его непосредственный начальник всегда испытывает некоторую вину за свое действие. С другой стороны, увольнения, тем более массовые, не могут пройти бесследно для состояния внутреннего климата любого коллектива.
По мнению специалистов агентства, именно осознание этих фактов должно являться основополагающим в действиях агентства и руководства банка по достижению поставленной цели.
Кроме того, представляется важным отметить, что существует ряд общих принципов любой компании, направленной на решение подобных проблем:
· абсолютное совпадение официальной позиции руководства, предназначенной для внутреннего и внешнего распространения;
· закрытие всех возможных каналов распространения информации о банке, прежде всего, в прессу;
· назначение одного сотрудника, ответственного за связи с прессой;
· создание внутри организации атмосферы максимальной публичности действий руководства;
· пресечение по возможности создания внутри коллектива неформальных групп;
· выявление внутри коллектива «неформальных лидеров» и активная работа с ними.
Официальная версия (важнейшие тезисы).
1. Одобрение и принятие правлением банка программы работ по оптимизации ресурсов банка.
2. Оптимизация касается всех внутренних ресурсов: материальных, технических, людских (не делая акцент на людях).
3. Цель программы — значительно улучшить работу банка при объективно существующих неблагоприятных внешних экономических условиях.
4. Преобразования коснутся всех подразделений и структур банка.
5. Программа создавалась в течение длительного периода и не имеет аналогов в российском финансовом бизнесе.
6. Программа уже начала внедряться.
7. Осуществить программу намечено за определенный срок.
Действия руководства банка.
1. Обратиться к сотрудникам банка с посланием, которое должно стать традиционным (ежегодным) и содержать:
· краткий отчет о результатах работы банка за прошедший год;
· описание современной ситуации на кредитно-финансовом рынке;
· краткое и доступное изложение программы оптимизации;
· точные даты начала и, главное, завершения работ по программе;
· разъяснения в свете программы сути принятых ранее решений (распоряжения относительно питания сотрудников, режима работы складов и др.);
· описание перспектив и планов банка на текущий год.
2. Принять участие в совещании с руководителями среднего звена банка.
3. Обратиться лично (в письменной форме) к каждому сотруднику, который будет уволен.
Предложения для управления кадров.
1. Организация письменного обращения президента банка с благодарностью к каждому увольняемому сотруднику.
2. Организация договоренностей с биржей труда по поводу трудоустройства увольняемых работников в другие места.
3. Организация договоренностей с коммерческими структурами, занимающимися подбором кадров.
4. Обеспечение выплаты выходного пособия всем увольняемым.
5. Сохранение в базе данных по кадрам информации об увольняемых для возможного использования их услуг в дальнейшем.
6. Обеспечение питания сотрудников банка на рабочих местах (цель — локализация последствий уже принятых решений).
Предложения по внутренней работе (для управления по связям с общественностью).
1. Распространение обращения руководства банка к сотрудникам (ежегодное послание).
2. Обеспечение свободного доступа сотрудников к информации о ходе выполнения программы по оптимизации (телефон доверия и т.п.).
3. Участие в совещании руководителей среднего звена и их дальнейший инструктаж (совместно со специалистами агентства).
4. Инициирование определенной устной информации (слухов) и управление ее распространением.
Предложения по взаимоотношениям со СМИ (для управления по связям с общественностью и агентства).
1. Публикация в авторитетных экономических изданиях серии материалов с информацией о программе оптимизации внутренних ресурсов банка.
2. Распространение информации в СМИ об открытии новых отделений банка (пропаганда экспансии).
3. Публикация обзорного материала в газете «Финансовые известия» или «Коммерсантъ-Daily» с информацией о новых разработках в области банковского управления.
4. Организация пресс-завтрака, на который будут приглашены журналисты всех центральных экономических изданий. Тема встречи — новые подходы в банковском управлении и оптимизации ресурсов в банках.
5. Организация публикации большого интервью с президентом банка в одном из центральных общественно-политических изданий.