Норма отдачи от образования r и объем человеческого капитала (измеряемый как количество лет обучения) имеют обратную зависимость. Во-первых, для человеческого капитала характерен закон снижающейся предельной отдачи. По мере роста знаний, навыков каждое следующее приращение человеческого капитала делает все меньший вклад в увеличение производительности. Так же как фирма имеет снижающуюся производительность труда (переменный фактор) при данном капитале (постоянный фактор), так и у человека снижается отдача от комбинирования образования (переменный фактор) с природными физическими и умственными способностями (постоянный фактор). Во-вторых, выгоды постепенно уменьшаются вместе с уменьшением предстоящего периода трудовой деятельности, а издержки растут, так как более высокий уровень образования требует больших прямых индивидуальных издержек, а альтернативные издержки будут увеличиваться по мере роста заработков и доходов. Убывающая функция нормы отдачи от количества лет обучения показана на рис. 3.
Рис. 3. Норма отдачи от образования и спрос на инвестиции в образование
Эта функция может быть интерпретирована как функция спроса на инвестиции в человеческий капитал, измеряемый количеством лет обучения е. Из модели индивидуальных инвестиций в человеческий капитал известно, что инвестиции целесообразны до тех пор, пока внутренняя норма отдачи г=р больше или равна ставке процента i. При ставке процента i2 индивидуум сталкивается с совершенно эластичным предложением денежных средств для инвестиций в образование (рис.3). Горизонтальную кривую S2 можно рассматривать как кривую предложения инвестиций при данной ставке процента i2/ Исходя из нашей модели, наиболее выгодно инвестировать в е2 лет обучения, так как в этом случае r = i2- Аналогично при ставке процента iз, iз > i2> выгодно приобретать человеческий капитал в размере е3 (г = iз), при ставке процента il, ii< i2> в размере el(r = i1). Множество равновесных точек (1, 2, 3), полученных таким путем, образуют кривую, показывающую зависимость между объемом человеческого капитала (который можно рассматривать как характеристику объема инвестиций в человеческий капитал, предполагая, что между ними существует прямая линейная зависимость) и «ценой» денежных ресурсов, необходимых для инвестирования, т. е. образуют кривую спроса на инвестиции в человеческий капитал D.
Исследование кривых предложения и спроса на инвестиции в человеческий капитал Позволяет проанализировать влияние различных факторов на различия в инвестициях в человеческий капитал. Рассмотрим три таких фактора: различия в способностях, дискриминация на рынке труда, различный доступ к займу средств для инвестирования.
Различия в способностях будут приводить к различиям в спросе на инвестиции. На рис. 3а показаны две кривые спроса на инвестиции в человеческий капитал da и db. Предполагается, что работник В обладает большими способностями, чем работник А. Оба работника при данной ставке процента i имеют одинаковую кривую предложения инвестиций S, которая показывает, что финансовые средства одинаково доступны для обоих работников. Так как работник В более способный, это означает, что данное количество инвестиций в человеческий капитал будет трансформировано в большую производительность и соответственно в большие заработки, чем у работника А, и приведет к большей отдаче от образования у работника В. Поэтому для каждой данной ставки процента работнику В выгодно инвестировать в большее образование (большее количество лет обучения), чем работнику А, и кривая спроса на инвестиции db более способного работника будет расположена правее кривой спроса da менее способного работника. Работник В инвестирует в eg лет образования, а работник А — в еA.
Дискриминация на рынке труда приводит к тому, что работники, обладающие одинаковыми способностями и производительностью, будут получать при прочих равных условиях различную заработную плату. Предположим, что работник А относится к дискриминируемой группе, а работник В — к недискриминируемой. Тогда дискриминация для работника А будет сокращать возможность трансформации полученного образования в заработок по сравнению с работником В, т. е. отдача от образования у дискриминируемого работника будет меньше. Эту ситуацию также иллюстрирует рис.3а. При одинаковом предложении средств для инвестиций S у дискриминируемого работника кривая спроса на инвестиции da будет расположена левее, чем кривая спроса на инвестиции db недискриминируемого работника. [8, С.93]
На рис. 36 показана ситуация, когда индивидуумы различаются по доступности им финансовых средств. Кривая спроса на инвестиции в человеческий капитал для работников А и В одинакова (Од = Dg), что отражает одинаковые способности и возможности работников на рынке труда. Но для работника В финансовые средства доступны на лучших условиях, чем для работника А. В результате кривая предложения инвестиций sb для работника В будет расположена ниже, чем аналогичная кривая sa для работника А. В этих условиях индивидууму В выгодно инвестировать в большее образование ев, чем индивидууму А, который будет вкладывать в еA лет обучения.
Человеческий капитал разделяется на общий и специфический.
Общий человеческий капитал Может быть реализован на различных рабочих местах, на различных фирмах.
Специфический человеческий капитал может быть применен только на определенном рабочем Месте, в конкретной фирме.
Человеческий капитал приобретается не только в процессе получения образования в школе, институте, но и при последующей профессиональной подготовке (формальной или неформальной, иногда непосредственно на рабочем месте).
Модель инвестиций фирмы в человеческий капитал предполагает, что существуют два периода: первый — когда производятся инвестиции в обучение работника, второй — когда обучение закончено и начинает приносить отдачу.
а) общая подготовка б) специальная подготовка
Рис. 4. Модель инвестиций фирмы в человеческий капитал
Если фирма предоставляет работнику общую профессиональную подготовку (рис. 4а), то для того чтобы компенсировать свои издержки на образование, она должна в период после обучения платить работнику зарплату ниже его предельного продукта, но тогда работник уйдет, так как профессиональная подготовка увеличила его общий человеческий капитал и он может в другой фирме получить зарплату, равную его предельному продукту. Поэтому фирме после обучения придется платить заработную плату, равную предельному продукту, и ей невыгодно проводить общее обучение работников. Если фирма это делает, то зарплата работника в период обучения устанавливается меньше его предельного продукта, т. е. издержки на общее образование несет сам работник.