Если предельный продукт и заработная плата без обучения (MP*=W*), МP2 и W2 — предельный продукт и заработная плата после обучения — предельный продукт и заработная плата в период обучения (МР1<МР*, так как производительность работника в период обучения немного снижается), t1 — продолжительность обучения, а Н — издержки обучения, то для работодателя выгодность общей профессиональной подготовки будет определяться условием:
т. е. текущая стоимость заработной платы должна быть снижена на время обучения на текущую стоимость издержек на обучение.
Для работника выгодность обучения будет определяться условием, когда текущая стоимость потерь в заработной плате за время обучения должна быть меньше текущей стоимости выигрыша в заработной плате в период после обучения. [15, С.111]
Если фирма предоставляет работнику специфическую профессиональную подготовку (рис. 4.6), то работник не сможет реализовать свой специфический человеческий капитал, полученный в результате этой подготовки, на другом рабочем месте. Поэтому фирма в период после обучения может платить работнику заработную плату более высокую, чем она была до обучения, но более низкую, чем его предельный продукт после обучения (работник, уволившись, не получит на другой фирме большую заработную плату). Таким образом, при специфической профессиональной подготовке фирма может компенсировать все или часть издержек на обучение. Условия выгодности инвестиций для фирмы и работника те же, но при этом MP2>W2. Создается ситуация, когда издержки на обучение фирма и работник делят между собой, текущая стоимость снижения заработной платы работника на период обучения меньше, чем текущая стоимость издержек на обучение. Пропорция такого, разделения будет зависеть и от степени специфичности человеческого капитала, приобретаемого при профессиональной подготовке.
Модель рынка труда специалистов (рис. 5) может быть представлена как взаимодействие относительного спроса и относительного предложения квалифицированного труда (предполагая, что существует только один вид или уровень образования).
Рис. 5. Рынок квалифицированного труда
Относительная заработная плата wr показывает отношение средней~3аработной платы образованных работников We к средней заработной плате необразованных работников Wv lr — доля образованных работников среди всех работников, кривая Dm — от-нбсительный спрос на специалистов, кривая sir — относительное предложение труда специалистов. Кривые спроса и предложения имеют традиционный наклон. Кривая спроса — отрицательный, так как по мере возрастания относительной заработной платы работодатели будут заменять квалифицированный труд на неквалифицированный. Кривая предложения труда — положительный, так как чем больше разрыв в заработках, тем больше людей будут стремиться получить образование.
Из этой модели следует, что чем больше доля специалистов среди всех работников, тем меньше разница в заработках между специалистами и всеми работниками при данном относительном спросе на труд и соответственно меньше индивидуальная отдача от образования.
Действительно, среднюю заработную плату в экономике мы можем представить как
Тогда отношение средней заработной платы образованных работников к средней заработной плате в экономике равно
Полученное выражение означает, что распределение заработной платы между образованными и необразованными работниками (или wr, отношение их средних заработных плат) одновременно определяется долей образованной рабочей силы lr и рынком.
Для рынка труда специалистов характерен временной лаг в подстройке предложения труда в ответ на изменения в спросе на труд. Этот лаг вызван продолжительностью образовательных программ (например, 4—5 лет). В результате в краткосрочном периоде предложение труда совершенно неэластично и подстройка рынка труда при шоках в спросе на труд происходит по принципу паутинообразной модели (рис.6). В первоначальный период шок спроса выражается в росте заработной платы, и рынок труда переходит из точки А в точку В, в ответ на это предложение в долгосрочном периоде возрастает (переход от точки В к точке С), но оно оказывается избыточным при данной заработной плате, и заработная плата падает (рынок труда переходит из точки С в точку Е), что вызывает теперь в долгосрочном периоде снижение предложения (переход в точку F). После этого, так как спрос опять превышает предложение, происходит повторение цикла подстройки, пока колебания рынка не приводят к долгосрочному равновесию с заработной платой W. Такая подстройка растянута во времени и может быть прервана очередными шоками спроса на труд специалистов. [14, С.247]
Рис. 6. Паутинообразная модель рынка труда специалистов
Условием действия паутинообразной модели является то, что кривая спроса должна быть менее крутой, чем кривая предложения (абсолютное значение эластичности спроса на труд должно быть больше,.чем абсолютное значение эластичности долгосрочного предложения труда, ), иначе паутина разрастается, и равновесие не достигается. [18, С.50]
Альтернативный теории человеческого капитала взгляд на образование содержится в теории образовательных сигналов на рынке труда, которая связана с проблемой отбора работников, выяснения их производительности до начала трудовой деятельности. В основе этой теории находятся следующие предположения, которые хорошо использованы среди специалистов сети магазинов «Энергия»:
- образование не увеличивает способности, производительность работника;
- люди изначально имеют различные способности;
- образование связано с издержками, в том числе моральными;
- для более способных людей приобретение образования связано с меньшими издержками, т. е. издержки на образование и способности находятся в обратной зависимости;
- издержки на отбор работников и выяснение их истинной производительности для работодателей достаточно высоки.
На основе этих предпосылок можно сделать вывод о том, что более высокий уровень образования будет выявлять большую производительность работника, так как при прочих равных условиях из-за того, что у более способного работника меньше издержки на приобретение образовательного сигнала (образования), он получит большую отдачу от него.
Тогда может быть найден такой уровень образования, который служит разделяющим равновесием и отделяет более производительных работников от менее производительных.
Тогда образовательный сигнал позволяет работодателю разделить работников, так как менее производительному работнику невыгодно получать образование. Если он не приобретает образование, его выгоды больше, чем когда он приобретает образование. А более производительному, наоборот, выгодно. Образовательный сигнал является оптимальным образовательным сигналом (разделяющим равновесием), так как он позволяет разделить работников и не стимулирует более производительных из них получать излишнее образование и нести дополнительные издержки. Образовательный сигнал не будет срабатывать, такой уровень образования выгодно получать и менее производительным работникам. Образовательный сигнал будет срабатывать, но плохо. Его получение связано для производительных работников с большими издержками, и не все предпочтут получать его, что и подчеркивает практика применения данных предположений.