Бесконечная и частая повторяемость одной и той же рекламы в процессе показа кинофильма, спортивных соревнований, информационных и других передач делает ее излишне назойливой, раздражает телезрителей и приносит противоположный результат. Во всем должна присутствовать мера.
Теперь рассмотрим вопросы организации PR-кампании на примере высшего учебного заведения.
2.1.1. По России
В России на сегодняшний день насчитывается более 1300 высших учебных заведений (половина из них - негосударственные) и около 2200 филиалов высших учебных заведений, более 1000 средне-специализированных и около 5000 профессиональных технических училищ. Фонд «Общественное мнение» провел опрос россиян в 2003 году, в результате которого стало ясно, что 88% граждан России признают важность высшего образования в нынешних условиях, на сегодняшний день процент остается тем же и с того времени даже немного увеличился. Но проблема остается. Количество желающих учиться в СУЗах и ПТУ с каждым годом сокращается. Скоро это коснется и высших учебных заведений. Поступающих в ВУЗы выпускников школ в России через три года станет вдвое меньше, чем сейчас: «В 2010 году количество абитуриентов сократится вдвое. В первую очередь это связано с мощным демографическим спадом. Количество молодежи в стране сейчас стремительно сокращается. Так, в 2006 году был последний нормальный набор в вузы по количеству абитуриентов» Уже в 2007 году количество желающих поступить в высшее учебное заведение сократилось на 10 %.
Сокращение абитуриентов в российских вузах будет связано не только с демографическим спадом, но и с так называемым "отложенным вопросом", когда молодые люди не сразу шли учиться в вузы, а откладывали дальнейшее образовании "на потом".
Что будет тогда происходить с научной школой в связи со снижением количества абитуриентов в ВУЗах, это тяжелый вопрос, к которому мы должны подготовиться уже сегодня. Конкуренция на данном рынке услуг будет стремительно расти. И чтобы не затеряться в огромном количестве университетов, техникумах и училищах следует начать разработку как оперативного, то есть на предстоящий год, так и долгосрочного планирования. Также необходимо определить действия внутреннего PR.
2.1.2. По Чувашии
В Чувашии ситуация немногим отличается чем в целом по России. По количеству высших учебных заведений Чебоксары находится на 12 месте среди крупных городов России, для сравнения в соседнем Нижнем-Новгороде – городе-миллионере их 22, что всего на два заведения больше. В Чебоксарах расположены следующие ВУЗы:
· Волжский филиал Московского государственного автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета)
· Институт туризма и сервиса
· Региональный Институт Психологии и Гуманитарных Наук
· Филиал Волго-Вятской академии государственной службы в г. Чебоксары Чувашской Республики
· Филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления» в г. Чебоксары
· Филиал Российского государственного социального университета в г. Чебоксары
· Чебоксарский институт экономики и менеджмента
· Чебоксарский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
· Чебоксарский Кооперативный Институт Московского Университета Потребительской Кооперации
· Чебоксарский филиал Современного Гуманитарного Института
· Чебоксарский филиал Академии Права и Управления
· Чебоксарский филиал Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова
· Чебоксарский филиал Московского Государственного Открытого Университета
· Чебоксарский филиал Московского Государственного Социального Университета
· Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД РФ
· Чебоксарский филиал Санкт-Петербургского Государственного Инженерно-Экономического Университета
· Чебоксарский филиал Современной гуманитарной академии
· Чувашская Государственная Сельскохозяйственная Академия
· Чувашский государственный институт культуры и искусств
· Чувашский Государственный Педагогический Университет
· Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова
· Чувашский филиал Московского гуманитарно-экономического института
Из этого можно сделать вывод о том, что конкуренция по данному виду услуг в Чувашии является более обостренной, чем в среднем по стране. Поэтому вопрос создания благоприятного имиджа учебного заведения является более чем актуальным на сегодняшний день.
Для дальнейшего исследования данной проблемы и составления эффективной PR-кампании высшего учебного заведения необходимо проанализировать мнения «покупателей» данных услуг.
Были опрошены учащиеся 11-х классов средней общеобразовательной школы №1 города Волжска республики Марий Эл. Опросные листы можно найти в приложении данной курсовой работы.
Было опрошено 35 школьников.
Из них 17 мальчиков и 18 девочек в возрасте от 15 (2человека), 16 (23 человека) и 17 лет (10 человек).
На первый вопрос: «Задумываются ли они сейчас, в какое учебное заведение они пойдут учиться дальше» 34 человека (97%) ответили положительно. Так как школьники выбирают в настоящее время, какие экзамены они будут сдавать летом, при этом учитывая направление сферы дальнейшего образования. Это говорит о том, что учебным заведениям следует уже сейчас начать рекламно-позиционный процесс.
Далее выяснилось, что 26 человек (74%) хотят поступать в ВУЗы, 9 человек (26%) в СУЗы, из них же 2 человека поставили под вопросом ПТУ.
На вопрос, во сколько учебных заведений они будут подавать документы, более половины респондентов ответили, что в более 4. Скорее всего, это объясняется тем, что в настоящее время экзамены сдаются в форме ЕГЭ, и единожды сдавши экзамен, результаты отсылаются в любой понравившийся ВУЗ.
Далее от респондентов требовалось проранжировать значимость лично для них ниже приведенных факторов. Результаты получились следующие (Таблица 1):
Таблица 1.
Значимость факторов при выборе учебного заведения при опросе 35 старшеклассников.
Ранг значимости→ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Критерий↓ | |||||||
Имидж |
13 |
3 |
2 |
6 |
4 |
6 |
1 |
Советы родителей, знакомых |
5 |
8 |
7 |
2 |
10 |
2 |
1 |
Место расположения |
6 |
4 |
3 |
8 |
3 |
7 |
4 |
Проходной балл, конкурс на место |
1 |
3 |
5 |
10 |
6 |
9 |
1 |
Льготы |
1 |
6 |
3 |
0 |
4 |
5 |
16 |
Стоимость обучения |
6 |
4 |
10 |
8 |
3 |
2 |
2 |
Реклама |
3 |
7 |
5 |
1 |
5 |
4 |
10 |