Наконец, правительственная политика должна быть восприимчива к реальностям фактического процесса создания новых фирм. Правила и предписания могут лечь особо тяжелым бременем на маленькие фирмы. Желательно, чтобы правила в отношении новых компаний были хорошо отработаны и целенаправленны.
Национальное конкурентное преимущество не найдет полного отражения в растущей производительности, если только фирмы данной страны не получат доступ на иностранные рынки. Настоятельной задачей правительства является стремление энергично добиваться открытого доступа на рынки в каждой за-пубежной стране. Торговая политика не должна сводиться к тому, чтобы откликаться на жалобы или на обращение тех, кто в состоянии развернуть наибольшую политическую шумиху, а должна стремиться открывать доступ на рынки везде, где данная страна имеет конкурентное преимущество. Аналогично переговоры не должны основываться на отдельных случаях понесения ущерба или ориентироваться на интересы отраслей, оказавшихся в трудном положении, но должны в равной степени касаться назревающих или потенциальных проблем.
Цель торговой политики должна заключаться в том, чтобы открыть доступ на рынки и устранить несправедливое обращение, а не в том, чтобы патронировать конкурентов из собственной страны. Критерии для вмешательства должны основываться на явных фактах несправедливого обращения или на искажении характера торговли в сравнении с другими подобными странами. Плохие финансовые результаты фирм из своей страны не являются достаточным критерием, поскольку они могут отражать нехватку новаторства и динамизма и не иметь ничего общего с несправедливой иностранной конкуренцией.
Поиск средств улучшения ситуации следует сосредоточить на устранении барьеров, а не на непосредственном регулировании экспорта или импорта. Упорядоченный маркетинг или соглашения о добровольном ограничении путем раздела, а нередко фактически и картелизации рынков опасны, неэффективны и зачастую чрезвычайно дорого обходятся покупателям. Это же можно сказать и о других конкретных количественных целевых показателях для экспорта или импорта, которые ведут к гарантированию рынка для неэффективно работающих фирм, вместо того чтобы способствовать внедрению новшеств в промышленности своей страны.
Средства, основанные на борьбе с демпингом, тоже чреваты опасностью. Слишком часто, как это происходит во все возрастающей степени в США, они используются для того, чтобы притупить ценовую конкуренцию и оказать защиту неэффективно работающим фирмам. Наказания за демпинг должны вводиться лишь за постоянную продажу по цене, ниже переменной части издержек.
В некоторых передовых странах наблюдается растущая тенденция к тому, чтобы практиковать "управляемую" торговлю, при которой используются количественные целевые показатели для раздела рынков. В качестве главного оправдания при этом выдвигается успех Японии в экспорте и низкий уровень японского импорта. Управляемая торговля - это картелизованная торговля, и она замедляет совершенствование отраслей экономики. Японский импорт быстро растет, и гораздо более эффективным средством будет постоянное давление на Японию, осуществляемое посредством других подходов, с целью увеличить ее импорт.
Компенсационные тарифы, которые служат штрафом по отношению к фирмам страны-нарушителя, независимо от того, где фактически были произведены товары, являются гораздо более целесообразным средством против несправедливых методов торговли, чем количественные ограничения. Другим средством, актуальность которого возрастает по мере того, как конкуренция становится все более глобальной, является наложение на фирмы из страны-нарушителя ограничений в части капиталовложений в данной стране, будь то в форме приобретения компаний или создания собственных производственных мощностей. Это позволяет не допустить того, чтобы фирмы "провинившейся" страны превратили свои несправедливые методы торговли в такие позиции в данной стране, которые станут по преимуществу неуязвимыми для санкций.
Любое из этих средств против несправедливой торговли, однако, несет с собой риск обратного эффекта. Трудно найти такие средства, которые не ведут к сокращению стимулов для своих национальных фирм внедрять новшества и расширять экспорт и которые исключают хотя бы временный ущерб интересам покупателей у себя в стране. Цель введения этих средств, таким образом, заключается не в том, чтобы сделать их постоянными, а в том, чтобы они привели к поправкам, позволяющим быстро прекратить применение этих средств. Каждое средство должно заключать в себе возможность для его собственного устранения, чтобы смягчить политическое давление в пользу придания ему постоянного характера.
Чтобы успешно вести переговоры в сложном мире международной торговли, страна должна располагать высокоподготовленным персоналом, который досконально владеет своей проблематикой. Япония и Корея направляют отборные кадры, в то время как США посылают нового представителя каждые два года. Должен существовать единый центр сосредоточения ответственности за торговые переговоры, который выступает от имени главы правительства страны, как это имеет место в большинстве стран, кроме Америки. Законы о торговле должны быть составлены таким образом, чтобы предоставлять представителям страны максимум полномочий на ведение переговоров. Доступ на собственные рынки данной страны является единственным реальным рычагом при ведении торга на переговорах, и этот рычаг следует использовать выборочно. Политические реальности в зарубежных странах таковы, что существенным элементом в переговорах являются внушающие доверие угрозы.
Политика в отношении капиталовложений, предпринимаемых иностранными фирмами, давно уже является предметом забот для правительств. Такие капиталовложения порождают озабоченность по поводу национального суверенитета и воздействия на промышленность страны. Иностранные капиталовложения - это проявление глобальной конкуренции и потребности в глобальных стратегиях; они могут стать частью процесса, в ходе которого происходит совершенствование производительности в экономике данной страны. Иностранные капиталовложения, сводящиеся к - по преимуществу — пассивному владению фирмами данной страны, вызывают к жизни мало вопросов, которыми приходится заниматься политикам. В этом случае данная страна остается страной базирования, а гражданство владельца само по себе мало сказывается на совершенствовании экономики. Там, где иностранные капиталовложения принимают форму производственных мощностей или приобретений фирм данной страны, которые преобразуются в орудие маркетинга или производства, это является признаком обладания иностранными фирмами конкурентным оеимуществом в отрасли. В этом случае иностранные капиталовложения по-прежнему будут поднимать производительность в данной стране, стимулируя улучшения со стороны ее фирм и вытесняя менее эффективных соперников.