· поставщики;
· конкуренты;
· потребители;
· законы и государственные органы.
2. косвенного действия:
· политика;
· экономика;
· технология;
· социально-культурные факторы;
· международное окружение.
Следует отметить, что каждый из вышеперечисленных элементов внешней среды присутствует на данном предприятии.
Так, основные поставщики – это целлюлозно-бумажные комбинаты, такие как Коммунар, Госзнак и т.п., кроме того, здесь следует отметить предприятия, осуществляющие ремонт и обслуживание машин – это различные станции обслуживания и ремонтные мастерские.
Конкурентов слишком много, и по каждому виду деятельности свои – это и предприятия различной формы собственности и индивидуальные предприниматели и сами поставщики товаров, работающие через дилеров.
Потребителей также достаточно много, поскольку нет ни одного предприятия которое не использовало бы канцтовары и что-нибудь не перевозило.
Система управленияс ООО «Медхор» складывается и действует не только в соответствии с содержанием функции управления и характером отношений, лежащих в основе управленческих взаимосвязей, но и в соответствии с условиями, в которых формируется система управления, а также в соответствии с присущими системе управления принципами ее построения, функционирования и преобразования.
Анализ технико-экономических показателей деятельности ООО «Медхор» за 2001-2003 г. приведен в таблице 2.1. На основе данных показателей можно сделать вывод о значительном росте расходов ООО «Медхор», увеличению налогообложения, в первую очередь косвенного, и значительному снижению прибыли. Все это говорит об ухудшении деятельности и основных показателей ООО «Медхор», что также подтверждает анализ финансовой деятельности.
Таблица 2.1. Основные производственно-экономические показатели ООО «Медхор»
Наименование показателя | За 2003, тыс. руб. | За 2002, тыс. руб. | За 2001, тыс. руб |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг | 395037 | 295398 | 203661 |
Себестоимость реализации продукции, товаров, работ, услуг | 376426 | 272540 | 189407 |
Прибыль (убыток) от реализации | 12984 | 17097 | 10421 |
Продолжение таблицы 2.1.
Прибыль (убыток) отчетного периода | 13244 | 17180 | 10686 |
Налог на прибыль и иные обязательные платежи | 2680 | 3371 | 2075 |
Использовано прибыли | 10564 | 13809 | 8611 |
Нераспределенная прибыль | ─ | ─ | ─ |
Рентабельность (строка2/строка1*100%), % | 3,29 | 5,79 | 5,11 |
На основании таблицы построим графики изменения показателей деятельности ООО «Медхор» (см. рис.2.2., 2.3.)
Рис. 2.2. Динамика основных показателей за 2001-2003 гг.
Рис. 2.3. Динамика рентабельности за 2001-2003 гг.
Таким образом, необходима разработка мероприятий по совершенствованию работы ООО «Медхор», в первую очередь данная работа должна быть направлена на совершенствования внутрифирменного управления на ООО «Медхор».
Управление маркетингом является самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации, которая занимается вопросами изучения рынков, существующей и перспективной конъюнктуры, формирования каналов сбыта, выработки ценовой и рекламной политики и т.п.
Так, на предприятии ООО «Медхор» создана и действует маркетинговая служба, основными задачами которой являются изучение:
1. Рынка;
2. Покупателей;
3. Конкурентов;
4. Предложения;
5. Товаров;
6. Цены;
Стратегия маркетинга направлена на выполнение следующих задач:
· Освоение новых видов продукции;
· Стабильность сбыта уже имеющейся продукции;
· Повышение эффективности продаж.
Стратегия рыночного поведения данной компании вырабатывается на основе результатов изучения рынка с целью обеспечения оптимальной увязки внутренних ресурсов фирмы с действительными рыночными потребностями.
Она предусматривает:
-изменения, которые необходимо внести в номенклатуру производимой продукции;
-перечень новых видов продукции, подлежащей освоению и срок готовности поставки на рынок;
-предложения по изменению в установленном порядке цен реализации, ведения скидок и надбавок в зависимости от потребительских свойств, качества предлагаемой продукции;
-выявление дополнительных каналов реализации продукции.
За шесть лет своей работы данной организации достаточно чётко налажен сбыт производимой продукции, что позволяет прогнозировать увеличение объёма продаж на уже действующем рынке и освоение новых ниш как в пределах, так и за пределами города Минска.
Основные потребители производимой продукции, их ориентация, виды и объёмы деятельности приведены в таблицах 3.1 и 3.2.
Таблица. 3.1. Некоторые покупатели продукции ООО «Медхор» ( более 2000)
Наименование клиента |
Срок сотрудничества |
Источник начала сотрудничества |
Минская типография |
Более 4 лет |
Бесплатные образцы продукции |
БГПА |
Более 5 лет |
Бесплатные образцы продукции |
БГУИР |
Более 5 лет |
Бесплатные образцы продукции |
БГЭУ |
Более 5лет |
Бесплатные образцы продукции |
Завод «Ударник» |
Более 3 лет |
Бесплатные образцы продукции |
Министерства, ведомства, комитеты |
Более 4 лет |
Бесплатные образцы продукции |