Введение
Актуальность: В середине 19 века бизнес приобрел новые формы, началось развитие капитализма, именно тогда начал стремительно развиваться менеджмент. Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое применение в многообразных направлениях. Но все эти теории отличает стремление соединить научные исследования организационно – технических проблем.
Вся история развития менеджмента была связанна с двумя подходами к управлению (техническая сторона производственного процесса и мотивация и стимулирование человеческой деятельности).
Существуют несколько основных школ управления и вклад наиболее известных представителей теории и практики менеджмента в развитии управления: Школа научного управления – классическая (Ф.У.Тейлор, Г.Л.Ганнт, Давис, Г.Форд, Ф.и Л.Гилберт, Л.Урвик, Г.Черч) - основные принципы: научное управление, функции управления, хронометраж. Школа администрирования (Г.Эмерсон, А.Файоль, М.Блюмфилд) – основные принципы управления, административное управление. Школа человеческих отношений (Э.Мэйо, М.Фоллет, П.Друкер) – прикладная мотивация, профессиональные менеджеры, пыталась соединить три школы. Школа поведенческих наук - бихевиористская (А.Маслоу, Бернард, П.Друкер, Макгренер, Чермен) - теория потребностей А.Маслоу, которая по сей день используется в менеджменте. Современные теории менеджмента (Райфо, Д.Макгрегор, У.Оучи).
Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое применение в многообразных направлениях. Но все эти направления отличает стремление соединить научное исследование организационно – техническую проблему управления отдельным предприятием с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования.
Эти принципы управления достаточно актуальны в сегодняшнем Российском бизнесе.
Исследованиями в области психологии, а в частности изучением индивидуально – типологическими особенностями занимались И.П.Павлов, В.Д.Небылицин, В.М Русалов, А.Н. Леонтьев, П.Ф.Лесгафт, Э.Кречмер, У.Шелдон и др. и работ в этих областях достаточно для того, чтобы разрабатывать область посвященную влиянию типологических особенностей на стиль руководства менеджеров.
К тому же в условиях современного состояния уровня гостеприимства в рекреационной зоне Российской Федерации, возникла потребность в более эффективной деятельности сферы обслуживания.
Так, наше исследование, посвящено проблеме влиянию типологических особенностей на стиль руководства менеджеров гостиничного хозяйства. Те вопросы, которым уделено внимание в нашей работе затрагивает, по меньшей мере, актуальную для экспериментальной базы, специфику гостиничного туризма.
Объект исследования: Индивидуально – типологические особенности менеджеров гостиничного хозяйства.
Предмет исследования: Влияние особенности темперамента менеджеров на стиль управления
Цель исследования: Определение типологических особенностей менеджеров влияющих на стиль управления в гостиничном хозяйстве.
Задачи исследования:
1. Проанализировать исследования по проблеме менеджмента в гостиничном хозяйстве.
2. Изучить типологические особенности и дать характеристику типов темперамента и их особенностей.
3. Экспериментальное исследование типологических особенностей менеджеров влияющих на стиль управления гостиничного хозяйства.
Гипотеза: Особенности стиля управления менеджеров гостиничного хозяйства не находится в прямой зависимости от индивидуально - типологических особенностей личности.
Методы исследования:
· Наблюдение
· Беседа
· Тестирование
· Методы математической статистики
· Анализ литературы
Научная новизна исследования: Состоит в определении типологических особенностей типов темперамента менеджеров гостиничного хозяйства, которые имеют специфические характеристики присущи только данному типу темперамента. Так, сангвинический тип темперамента характеризуется: повышенной психической активностью, энергичностью, работоспособностью и быстротой движений. Флегматики обладают низким уровнем психической активности, работоспособен. Холерический тип темперамента имеет такие особенности как: высокий уровень психической активности, инициативностью, работоспособностью.
Практическое значение: Результаты исследования могут быть использованы практиком для эффективности управленческой деятельности менеджеров гостиничного хозяйства.
Английский термин «менеджмент» не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а менеджер как «руководитель».
Менеджмент – обязательное управление хозяйственной деятельностью. Он выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности.
В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность, предприятие в целом или ее конкретная сфера.
Менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов. Одной из главных задач менеджмента является определение целей деятельности организации.
Менеджер - специально подготовленный профессионально управляющий, который знает, что он принадлежит к особой профессии, а не является специалистом в какой – либо области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным вида деятельности организации функционирующей в рыночных условиях.
Специфика труда менеджера определяется тем, что он реализует функцию руководства. При этом перед ним стоит задача – интегрировать систему управления в единое целое, координировать действия ее звеньев.
Важнейшей обязанностью менеджера является обеспечение согласованности и единства системы управления как целого.
Менеджмент осуществляется в экономическом, социально – психологическом, правовом и организационно – техническом направлениях.
Содержанием экономическогонаправления является управление производственным процессом. Деятельность менеджера сосредотачивается на координации материальных и трудовых ресурсов, чтобы достичь поставленных целей при наименьших затратах.
Социально – психологическое направление менеджмента – это прерогатива менеджеров всех уровней. На низовом уровне и среднем уровнях управления усилия менеджеров направлены на создание дружественных производственных отношений между, коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли бы полно реализоваться. На высшем уровне управления социально – психологическую функцию осуществляет ряд лиц, используемых власть, авторитет, положение для регулирования отношений между руководителями и подчиненными.
Социально – психологическое направление базируется также на уровне развития социальных отношений в обществе (уровень образования, культура, традиции, обычаи).
Правовая база менеджмента, которая отражается в законодательстве и других правовых актах, вырабатываемых государственными, экономическими и политическими структурами: правовое положение по созданию фирм и предприятий, таможенная и налоговая политики, государственное регулирование предпринимательства и другое.