Под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.
Все определения стилей управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, то есть стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.
Стиль и метод руководства существует в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно – психологическими характеристиками.
Каждому из сложившихся методов руководства адекватен определенный стиль управления. Каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих вполне определенными качествами. Кроме того метод управления является, более подвижным и чувствительным к новым потребностям в сфере управленческих решений, чем стиль руководства.
Стиль, как явление производственного порядка, в определенной мере, отстает от развития и совершенствования методов управления, и в связи с этом может выступать с ним в противоречия. То есть, вследствие определенной автономизации стиль руководства в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы.
Менеджер с присущим только ему стилем руководства и своей деятельности используют различные методы управления экономические, организационно – административные (распорядительные), социально – психологические.
Матрица иллюстрирует взаимосвязь между стилями руководства и методами управления.
Методы управления |
Стили управления | ||
Автократический |
Демократический |
Либеральный | |
Экономические |
+ + |
+ + |
+ + + |
Организационно-распорядительные |
+ + + |
+ + |
+ |
Социально – психологические |
+ |
+ |
+ |
Число знаков «+», характеризует степень предпочтительности методов
Автократический стиль управления - явно тяготеет к организационно- распорядительным методам, более ярко выражающим императив власти, принуждение. Даже экономические методы, такой руководитель больше подчиняет распорядительным отношениям, чем экономическим оценкам целесообразности. Социально – психологические методы не развиты, и для этого нет оснований. Психологические контакты с коллективом развиты очень мало.
Либеральный стиль руководства существенно тяготеет к социально – психологическим методам управления возможно даже в ущерб правам и ответственности. Экономический метод, также оказывается, деформирован, поскольку экономические рычаги и стимулы больше подчинены психологическим контактам, чем экономическим результатам. Наибольшие потенциальные возможности использовании методов управления у демократического стиля управления.
Стиль руководства явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решений, именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.
Впервые вопросы о стилях руководства был рассмотрен К. Левином, который выделил три стиля руководства:
1. Авторитарный ( автократический ).
2. Демократический.
3. Либеральный (анархический, попустительский).
Для авторитарного (автократического) стиля – характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Стилю присуще ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными.
Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда что - не будь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит.
Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.
Для автократа характерны догматизм и стереотипность мышления. Все новое воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. То есть вся власть сосредоточенна в руках руководителя автократа. Даже размещения людей в процессе проведения совещаний подчинено его идеологии. Это создает напряженную обстановку, так как в этом случае желали бы избежать тесного контакта с таким менеджером.
Место руководителя автократического стиля.
Руководитель становится автократом тогда, когда он по своим качествам стоит ниже людей, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную структуру.
Место руководителя демократа при проведении деловых совещаний.
Сравнительная характеристика авторитарного и демократического стилей руководства.
Характеристики |
Стили руководства | |
Авторитарный (директивный) |
Демократический | |
«Кредо» принцип |
Руководитель – повели-тель, руководимый – подчиненный. |
Руководитель – коорди-натор, руководимый – партнер. |
Авторитет |
По должности (форма-льный) |
По работе (реальный) |
Степень организован-ности |
Детальная организация исполнения работ |
Гибкие организацион-ные рамки исполнения работ |
Вид решения |
Единоличные решения |
Коллегиальные решения |
Виды распоряжений |
Приказ |
Просьба |
Делегирование полно-мочий |
Делегируются только исполнительские задачи и ответственность за них |
Делегируется общая задача и общая ответст-венность |
Вид контроля |
Контроль исполнения |
Контроль результата. |
Данный стиль не стимулирует подчиненных, а наоборот, часто наказуем автократом, что делает невозможным высокой эффективности работы организации. Под началом автократа не принято работать, ибо увольнение «неугодных» является делом его управленческой деятельности.