Согласно методу “Дельфи”, эксперта, несогласного с большинством, просят высказать причины несогласия. Все эксперты имеют возможность не согласиться с этими причинами и могут принять во внимание или отвергнуть их, переоценивать свое мнение или остаться при нем.
На втором уровне “Дельфийской” процедуры экспертам предъявляется усредненная оценка экспертной комиссии и обоснования экспертов, высказавших “крайние” точки зрения [3, с.27]. Обоснования принимаются анонимно, без указания давших их экспертов. После получения дополнительной информации эксперты, как правило, корректируют свои оценки.
Скорректированная информация вновь поступает в аналитическую группу. На третьем уровне эта информация вместе с анонимными аргументациями поставленных оценок снова направляется каждому участнику. На основе полученной информации эксперты пересматривают предыдущие оценки. Если же оценка какого-либо эксперта значительно выходит за рамки общего интервала, то он должен подтвердить достаточной аргументацией свою позицию и объяснить, почему предыдущая информация и аргументация противоположных оценок не заставили его изменить свое мнение. На четвертом туре каждому эксперту предоставляется распределение оценок третьего тура, и он должен снова представить на рассмотрение пересмотренную оценку в свете полученной информации [3, с.31]. Как показывает практика, желаемое согласие наступает к четвертому туру.
При использовании метода “Дельфи” следует учитывать следующее: группы экспертов должны быть стабильными;
· время между турами опросов должно быть не более месяца;
· вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы;
· число туров должно быть достаточным, чтобы обеспечить всем участникам возможность ознакомится с причиной той или иной оценки, а также и для критики этих причин;
· должен проводиться систематический отбор экспертов; необходимо иметь самооценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам;
· нужна формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок;
· следует установить влияние общественного мнения на экспертные оценки и на сходимость этих оценок;
· необходимо установить влияние различных видов передачи информации экспертам по каналам обратной связи.
С момента разработки метода “Дельфи” были разработаны его различные модификации. Все они сохраняли основные особенности классического метода, но или совершенствовали их, или включали новые элементы, в которых одна или несколько особенностей были изменены.
При использовании метода “Дельфи” следует учитывать следующее: группы экспертов должны быть стабильными; время между турами опросов должно быть не более месяца; вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы; число туров должно быть достаточным, чтобы обеспечить всем участникам возможность ознакомится с причиной той или иной оценки, а также и для критики этих причин; должен проводиться систематический отбор экспертов; необходимо иметь самооценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам; нужна формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок; следует установить влияние общественного мнения на экспертные оценки и на сходимость этих оценок; необходимо установить влияние различных видов передачи информации экспертам по каналам обратной связи [3, c 58].
С момента разработки метода “Дельфи” были разработаны его различные модификации. Все они сохраняли основные особенности классического метода, но или совершенствовали их, или включали новые элементы, в которых одна или несколько особенностей были изменены.
Для выбора направления совершенствования системы стимулирования был выбран метод «Дельфи». Для этого были приглашены 14 экспертов. Опрос проводился в 3 тура.
Экспертами были приведены следующие аргументы за совершенствование системы стимулирования трудовой деятельности путем увеличения материальной заинтересованности, т.е. применение премиальных выплат, выплат за выслугу лет, поскольку управление трудом должно предусматривать меры, направленные на возрастание материальной заинтересованности в зависимости от уровня исполнения работником своих трудовых функций:
1. высокая степень заинтересованности работников;
2. с развитием экономических отношений повышается цена квалификации, деловитости, творчества, исполнительности, обязанности и риска работника. Поэтому нужны специальные меры воздействия на развитие этих качеств.
3. усиление личных интересов наблюдается у человека при появлении у него чувства сопричастности к делу. Такая возможность в управлении трудом реализуется путем организации оплаты труда (вознаграждения) в зависимости от результатов труда и участия в прибылях;
4. усиление личной заинтересованности работника проявляется через его отношение к трудовому коллективу – к коллегам, руководству, в том числе и через неформальные отношения. Меры управления трудом, направленные на создание положительных эмоций в коллективе, оказывают сильное влияние на производительность труда.
Специалисты считают, что при хорошем микроклимате в коллективе производительность труда может увеличиться на 30-40%.
Для определения степени важности той или иной потребности был составлен блок вопросов по определению силы требований и возможности их удовлетворения.
Таблица 2
Блок вопросов для определения силы требований и возможности их удовлетворения по группам с ранжированием по значимости
Значимость требований |
Требования |
Возможность удовлетворения требований | ||
ср. балл |
Ранг |
ранг |
ср. балл | |
2,53 |
1-2 |
Возможность обеспечения достатка в доме, приобретать что захочется |
6 |
2,47 |
2,53 |
1-2 |
Возможность применять свои знания и способности |
1-2 |
3 |
2,33 |
3 |
Хороший заработок |
3-4 |
2,93 |
2,27 |
4 |
Возможность повышать квалификацию, пополнять знания |
11 |
2,07 |
2,2 |
5 |
Быть самостоятельным в работе и решать самому, что и как делать |
10 |
2,13 |
2,13 |
6-7 |
Интересная работа, доставляющая удовольствие |
3-4 |
2,93 |
2,1 |
6-7 |
Возможность приносить пользу людям |
9 |
2,2 |
2,07 |
8-10 |
Возможность общения с людьми |
1-2 |
3 |
2,07 |
8-10 |
Возможность заслужить уважение окружающих |
5 |
2,6 |
2,07 |
8-10 |
Возможность получить жилье, устроить ребенка в детский сад, получить путевку и т.д. |
7-8 |
2,27 |
2 |
11 |
Возможность продвижения по службе |
12 |
1,2 |
1,4 |
12 |
Возможность выполнить свой долг перед обществом, делать то, что необходимо |
7-8 |
2,27 |
1 |
13 |
Возможность оказывать коммерческие услуги |
13 |
1 |