Отправным моментов в разработке стратегии фирмы считается конкуренция. Основой подготовки стратегии служит анализ возможностей конкурентов, глубинных причин соперничества на рынке, сильных и слабых сторон фирмы. 25,212
Для совместного изучения внутренней и внешней среды используется метод SWOT-анализа. Данный методический подход дает возможности оценить внешнюю и внутреннюю среду фирмы, и выявить ее место на рынке, определить ее возможности и угрозы.
SWOT-анализ является простым, но вместе с тем, достаточно эффективным инструментом. Он проводится с целью определить, интегрировать для компании ее:
§ STRENGTH (силы - сильные стороны);
§ WEAKNESS (слабые стороны);
§ OPPORTUNITIES (возможности);
§ THREATHS (опасности - угрозы). 3, 126
Матрица SWOT-анализа представлена следующим образом:
Возможности |
Угрозы | ||
Сильные стороны |
1. поле силы и возможности |
2.силы и угрозы | |
Слабые стороны |
4. слабости и возможности |
3. слабости и угрозы | |
Рис. 1. Матрица SWOT-анализа
Этапы SWOT-анализа:
1 этап На первом этапе компания составляет список своих слабых и сильных сторон.
Сила- это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, дающая ей дополнительные возможности. Слабость - это отсутствие чего-то важного, для ее функционирования, то что не удается у компании по сравнению с другими фирмами или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабая сторона может сделать фирму уязвимой, а может и нет.
Когда внутренние сильные и слабые стороны выявлены, составляется таблица «Сила - слабость».
Таблица 1. - «Сила - слабость» 9, 238
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны | |
1 2 3 |
1 2 3 | |
К сильным сторонам относят:
ѕ Выдающаяся компетентность в создании ценности для потребителя;
ѕ Достаточные финансовые ресурсы;
ѕ Высокая квалификация персонала;
ѕ Хорошая репутация у покупателей;
ѕ Известность в качестве лидера рынка;
ѕ Возможность получения экономии от роста объема производства;
ѕ Подходящая технология;
ѕ Наличие инновационных технологий и возможности их реализации;
ѕ Преимущества в области издержек и другое… 8, 227
К слабым сторонам фирмы можно отнести:
ѕ Отсутствие ясных стратегических направлений;
ѕ Ухудшающаяся конкурентная позиция;
ѕ Устаревшее оборудование;
ѕ Низкая прибыльность, потому что…;
ѕ Внутренние производственные проблемы;
ѕ Отставание в области исследований и разработок;
ѕ Слабое представление о рынке;
ѕ Недостатки продукта;
ѕ Узкая продуктовая линия;
ѕ Маркетинговые способности ниже среднего;
ѕ Неспособность финансировать необходимые изменения. 3, 127
Руководству следует определить обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями и противостоять угрозам, а также выявить внутренние слабые стороны, которые могут усложнить проблемы организации, усилить опасности. Процесс, при котором осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием.
Управленческое обследование представляет собой методическую оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. 10, 122
Всесторонний анализ сильных и слабых сторон должен включать все направления бизнеса, в том числе и следующие функциональные области:
1) Анализ и проектирование (исследовательские способности).
2) Источник (сырье и поставки).
3) Производство (с учетом издержек).
4) Рынок (степень охвата, товар, потребители, реклама и продвижение).
5) Финансы (источники и размеры финансирования, способность генерировать доход).
6) Управление (лидерство, опыт, контроль, способность планировать).
2 этап SWOT-анализа На этом этапе компания определяет список возможностей и угроз, заключенных во внешней среде.
Рыночные возможности во многом определяют стратегию компании. В зависимости от условий отрасли возможности могут быть как многообещающими, так и бесперспективными. Возможности - это благоприятные шансы, предоставляемые внешней средой, которые могут быть использованы фирмой для улучшения своего положения. 3, 438
Зачастую на благосостояние фирмы отрицательно влияют весьма определенные факторы внешней среды (возможные внешние события или перемены в будущем) - угрозы.
Когда внешние возможности и угрозы выявлены, составляется таблица «Возможности - угрозы».
Таблица 3. - «Возможности - угрозы» 9, 239
Потенциальные внешние возможности |
Потенциальные внешние угрозы | |
1 2 3 |
1 2 3 | |
К возможностям относятся:
ѕ выход на новые сегменты и рынки,
ѕ расширение продуктовой линии,
ѕ ноу-хау в выпуске новой продукции,
ѕ снижение барьеров вхождения на привлекательные рынки,
ѕ освоение взаимодополняющих продуктов,
ѕ возможность перейти в группу с лучшей рыночной позицией,
ѕ ускорение роста рынка,
ѕ вертикальная интеграция.
К угрозам можно отнести:
ѕ возможность появления новых конкурентов,
ѕ замедление роста рынка,
ѕ изменение потребностей и вкусов покупателей,
ѕ растущее воздействие поставщиков,
ѕ возможность поглощения более крупной фирмой,
ѕ неблагоприятная политика правительства,
ѕ неблагоприятные демографические изменения. 4, 128
Необходимо помнить, что возможности отрасли - это не всегда возможности фирмы, так как не каждая компания имеет хорошие позиции на рынке. Наиболее выгодными для фирмы являются те возможности отрасли, которые обеспечивают компании максимальный рост прибыли, то есть при которых компания приобретает наибольшие конкурентные преимущества.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики контролируют (изучают) внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы фирмы.
Практика показывает, что наибольшего внимания со стороны руководства заслуживают следующие факторы:
1) Экономическая ситуация.
2) Политические факторы и законодательные аспекты.
3) Социальная атмосфера.
4) Технологические факторы.
5) Поставщики и потребители.
6) Конкуренты.
7) Международные факторы.
Экономические факторы - эти силы варьируются от состояния экономики в целом (ВНП, состояние рынка труда и показатели безработицы, уровень инфляции, уровень доходов населения).