- к критическому состоянию фирму могут привести либо выход в отрасль большого числа конкурентов и коренное изменение вкусов потребителей;
- к разрушению компании или ее выходу из отрасли может привести ограничительная политика государственных органов, например, увеличение таможенных сборов и пошлин, увеличение транспортных тарифов, изменение правил торговли.
Так как компания работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка, с последующей вертикальной интеграцией вверх. Это можно сформулировать следующим образом: минимизировать издержки и тем самым укрепить свою конкурентную позицию, при этом освоить продажу в уже имеющихся магазинах сопутствующих товаров (картины, осветительные приборы, покрывала, зеркала и другие предметы дизайна и интерьера), затем выйти на новые рынки (региональные), заключив договора в регионах, затем закрепиться в них, путем покупки существующих торговых мебельных предприятий, а в дальнейшем стремиться к приобретению доли акций производящих предприятий.
Организационная структура ЗАО «ТЕМП» является линейно – функциональной (рис.1 приложения).
Достоинства линейно-функциональной структуры ЗАО «ТЕМП»:
- высокая компетентность функциональных руководителей;
- уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных областях;
- улучшение координации в функциональных областях;
- высокая эффективность при небольшом разнообразии рынков;
- формализация и стандартизация процессов;
- высокий уровень использования мощностей.
Недостатки линейно-функциональной структуры ЗАО «ТЕМП»:
- чрезмерная заинтересованность в результатах деятельности «своих» подразделений. Ответственность за общие результаты только на высшем уровне;
- проблемы межфункциональной координации;
- чрезмерная централизация;
- увеличение времени принятия решений из-за необходимости согласований;
- реакция на изменения рынка чрезвычайно замедлена;
- ограничены масштабы предпринимательства и инноваций;
Как было уже сказано в разделе, описывающем внутреннюю среду компании, права и обязанности возложены на сотрудников, несущих ответственность за конкретную работу. Однако наблюдается нарушение информационных потоков, проявляющиеся в нечеткости взаимодействия между подразделениями. В этом направлении ведется работа, ведется изучение способов использования систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений.
Приоритет в ЗАО «ТЕМП» отдается потенциально сильным людям. Компании нужны сильные люди, соответствующие возрастающему масштабу задач, которые готовы надолго связать себя с компанией. С такими людьми в ЗАО «ТЕМП» работают, даже если каких-то навыков им не хватает. Компания располагает множеством ноу-хау и способна быстро обучить сотрудника, который ей потенциально интересен.
Высокий профессионализм специалистов компании обеспечивается постоянно действующей системой обучения и повышения квалификации.
Программа обучения в ЗАО «ТЕМП» рассчитана на сотрудников компании и носит системный и регулярный характер. С лета 2009 г. ООО ЗАО «ТЕМП» сотрудничает с бизнес-тренером Натальей Ковтуновой. Предложенный ею двухдневный «Тренинг продаж. Типология клиентов» позволяет кроме освоения новых приемов продаж узнать, как следует организовывать общение с различными типами клиентов, чтобы сделать работу с ними более эффективной.
Несмотря на эффективное управление персоналом, в организации отсутствует процедуры участия персонала в принятии какого-либо управленческого решения, хотя для этого имеются все возможности. В компании ЗАО «ТЕМП» особое внимание уделено найму работников. Найм персонала происходит с помощью специализированного кадрового агентства, с которым заключен договор о долгосрочном сотрудничестве. По условиям данного договора кадровое агентство производит отбор, обучение и переквалификацию персонала компании.
На предприятии существуют хорошие возможности для карьерного роста; уровень зарплат выше, чем средний по отрасли. Ежегодно все работники компании проходят аттестационную комиссию, с целью выяснения их профессиональной пригодности.
Проблема качества продукции решается силами двух отделов следующим образом: поиск и отбор нового товара осуществляется специализированным подразделением компании, работники которого непосредственно присутствуют при отгрузке первой партии товара на предприятии-изготовителе. А дальнейшая работа по данному товару с данным предприятием-изготовителем ведется другим отделом по каждой группе товаров отдельно. Однако все это приводит к некоторым задержкам в поставках продукции.
Предприятие не ставит своей целью концентрацию своей деятельности на конкретном товаре или на определенной группе покупателей. Фирма имеет широкий ассортимент продукции, в который входят пять основных групп.
Маркетинговое подразделение фирмы прилагает максимальные усилия для сбора информации о рынке, о предпочтениях покупателей, создания имиджа фирмы, разработки возможных новых направлений в сфере оказания дополнительных услуг. Действующая рекламная политика не всегда успешна, т.к. ориентирована большей частью на привлечение большего числа потенциальных покупателей в магазины фирмы, а не на создание предпочтений у потребителей или не на пропаганду собственных индивидуальных конкурентных преимуществ.
Вывод и рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ЗАО «ТЕМП»:
Анализируя организацию общего управления, было замечено, что организационная структура фирмы соответствует настоящему положению и существующим целям, в дальнейшем, при изменении стратегии, организационную структуру придется видоизменить: ввести отдел логистики и отдел по работе с регионами. (рис.2 приложения). Поскольку планируется выход в другие регионы, то целесообразно будет ввести юридический отдел. Также в связи с расширением фирмы и небольшой реорганизацией принято решение принять на работу штатного психолога, что в условиях кризиса положительно отразиться на эффективности работы персонала.
Заключение
По результатам анализа проведенного в процессе выполнения курсового проекта можно сделать следующие выводы:
1. Закрытое акционерное общество «ТЕМП» было основано в начале 2001 года. Учредителями предприятия являются одно иностранное физическое лицо, которому принадлежит основная часть уставного капитала, и одно физическое лицо, имеющее российское гражданство. Данная организационно-правовая форма выбрана в силу простоты ведения дел на территории России. Основной деятельностью ЗАО «ТЕМП» является торговля офисной мебелью.
2. Для компании ЗАО «ТЕМП» после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли рынка, расширение ассортимента и разработка нового направления по продаже сопутствующих товаров. Так как компания работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка, с последующей вертикальной интеграцией вверх.