Различают методы воздействия: прямого и косвенного, формального и неформального. К методам прямого воздействия отнесём административные, а к методам косвенного – экономические и социально – психологические. Методы неформального воздействия включают воспитательную работу руководителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчинёнными, поведение в коллективе.
Эффективность использования методов управления зависит от многих факторов. Это уровень развития производительных сил и производственных отношений, уровень квалификации кадров управления, состояние трудовой, производственной и технологической дисциплины, социально - психологический климат в трудовых коллективах. Немаловажное значение в выборах методов управления в сельскохозяйственных мероприятиях имеют внешние факторы (погода, закупочные цены, конкуренты, уровень инфляции), влияние которых должны знать все руководители и специалисты колхозов, товариществ, акционерных обществ. Наибольшего успеха в работе добиваются те руководители и специалисты, которые условно сочетают и используют всю систему средств экономического, административного и социально – психологического воздействия.
Выбор методов управления зависит от поставленной цели (задачи) и оценки ситуации, в которой её надо достичь.
Например, чтобы вовремя заготовить кормовую базу при отработанной технологии, стабильности кадров, дисциплине, здоровом психологическом климате в коллективе руководителям и специалистам хозяйства достаточно прибегнуть к организационным средствам организационно – распределительного воздействия. Но при резком изменении погодных и других условий, поломки техники может возникнуть потребность в применении социально – психологических методов управления, которые необходимо подкрепить лирами материального воздействия.
В управлении важно учитывать личные, коллективные и общенародные интересы трудящихся, но особую роль, безусловно, играет личный интерес. Следует помнить, что удовлетворение личных интересов, повышение материальной заинтересованности происходит не только за счёт фонда потребления, но и за счёт фонда накопления. Поэтому руководители хозяйств и их подразделений используют в процессе управления не только заинтересованность работников в получении более высокого заработка, но и заботятся о создании лучших условий труда и быта, стараются развивать их творческие способности.
Поскольку поведение человека и коллектива есть отражение методов управления, то критерием для определения правильности их применения должен быть уровень творческой инициативы и активности работников, эффективность и качество их труда.
Процесс принятия управленческого решения обычно включает следующие этапы: диагноз проблемы, выявление альтернатив, формулирование ограничений и критериев для принятия решения, оценку альтернатив, выбор альтернативы.
Например: Необходимо построить цех по первичной переработке сельскохозяйственной продукции. Этот проект должен реализоваться только после осуществления следующих задач:
ü Планирование проекта цеха;
ü Разработка технико-экономической документации плана размещения оборудования;
ü Возможность осуществления проекта в финансовом плане;
ü Подбор наивысококвалифицированного персонала или подготовка имеющегося персонала;
ü Наличие основного здания (необорудованного), где можно разместить данный цех.
Положение о структурных подразделениях.
В положение включены четыре раздела:
1. Общие положения:
ü Цех растениеводства является самостоятельным производственным подразделением хозяйства. Его деятельность строится на сочетании централизованного руководства с хозяйственной самостоятельность и инициативой подразделения. Руководитель действует на основе Устава и настоящего Положения;
ü Цех, используя средства производства, осуществляет хозяйственную деятельность в соответствии с планом на основе внутрихозяйственного расчёта;
ü Цех растениеводства состоит из: две тракторно-полеводческие бригады, кормодобывающая бригада, механизированный ток, семенной склад и склад химикатов и удобрений.
2. Задачи и функции:
ü Производство продукции растениеводства на основе интенсификации, достижений науки и опыта, повышения урожайности, снижения себестоимости, роста производительности труда.
ü Поставляют цеху животноводства корма, исходя из задач: (установленные сроки по договору, вместе с цехом разрабатывает мероприятия по комплексной механизации растениеводства, рациональное использование земли и освоение севооборотов, внедрение передовых методов возделывания сельскохозяйственных культур, мероприятия по улучшению естественных угодий, сенокосов, борьбе с эрозией почв).
3. Производственная деятельность:
ü Коллектив совершенствует организацию и нормирование труда, создаёт условия для роста производительности труда.
ü Тракторно-полеводческие бригады, возглавляемые бригадиром, подчиняются начальнику цеха. Помошник бригадира обеспечивает систематический ремонт и хранение сельхозтехники, в отсутствие бригадира выполняет его обязанности и пользуется его правами.
ü Звеньевые организуют деятельность коллектива на основе договоров, ведут табель учёта работ.
ü Кладовщик семенного склада принимает и отпускает материалы, ведёт соответствующую документацию, организует приёмку зерна от комбайнов, его очистку и отправку к местам хранения. Под руководством агронома – семеновода организует сортировку, закладку и хранение семенного материала, добавляет семена для посева, ведёт учёт объёма выполненных работ.
ü Кладовщик склада удобрений и ядохимикатов ведёт под руководством агронома приёмку, хранение и расходование удобрений и ядохимикатов.
ü Бухгалтерия ведёт учёт закреплённых за цехом основных средств производства, прихода и расхода всех видов продукции растениеводства, сырья, материалов, топлива. Ведёт первичную документацию, расчёты по оплате труда, выдачу необходимого для работы материала работникам цеха, предоставляет отчётность в установленные сроки.
ü Взаимоотношения с другими подразделениями:
-Цех растениеводства получает: от цеха механизации – транспорт для перевозок, отремонтированную технику, ГСМ; от цеха животноводства – удобрения; от отдела строительства – жильё, здания, услуги по ремонту; от центрального склада – инвентарь, спецодежду, материалы.
-Цех растениеводства предоставляет: цеху механизации – заявки на получение и ремонт сельхозмашин и орудий; цеху животноводства – корма; отделу снабжения и сбыта: продукцию для реализации.
4. Права и ответственность.
ü Начальник цеха руководит всей деятельностью подразделений, осуществляет права и несёт ответственность за выполнение предусмотренных задач и функций. Начальник цеха имеет право: приостанавливать и браковать работы, выполненные недоброкачественно, требовать их переделки; совершенствовать технологию возделывания культуры; передавать временно другим подразделениям используемые технические и другие средства; налагать дисциплинарные взыскания, вносить предложения руководству хозяйства о снижении классности механизаторам за нарушение правил эксплуатации машин и агротехники; вносить руководству хозяйства предложения по подбору, расстановке и увольнению работников цеха; утверждать графики очередных отпусков; представлять хозяйство в вышестоящих организациях по специальным вопросам участвовать в договорных отношениях.