рефераты по менеджменту

Анализ и оптимизация численности и структуры работников аппарата управления предприятием

Страница
1

Введение

В условиях рыночных отношений особенно остро выступает проблема обеспечения предприятий кадрами, способными эффективно решать производственные и организационные задачи в крайне сложных, нестабильных и быстро меняющихся экономических процессах, трудно предсказуемой обстановке.

Несколько десятилетий в России существовала хорошо отлаженная система обеспечения сельского хозяйства кадрами управления. С переходом на рыночные условия и в результате усугубления кризиса в аграрном секторе ее эффективность снизилась.

Поэтому данная тема на сегодняшний день очень актуальна, т. к. необходимо создать такую структуру управления организацией и правильно подобрать работников, что бы она эффективно работала для успешного развития предприятия.

Целью курсового проекта является расчет эффективности структуры аппарата управления и оптимизации его численности.

Задачами курсового проекта являются:

1. Проанализировать природные и экономические условия хозяйства.

2. Провести анализ организационной структуры и структуры управления хозяйства.

3. Освоить методику расчета коэффициента эффективности связей в аппарате управления.

4. Проанализировать качественный и количественный состав работников управления.

5. Определить оптимальное число работников аппарата управления и сделать обобщающие выводы.

Объектом исследования является СПК «Искра» Вышневолоцкого района.

Источниками цифровой информации служат годовые отчеты хозяйства за 5 лет (2002 – 2006 гг.), а также штатное расписание работников аппарата управления СПК «Искра».

Теоретическое обоснование численности и структуры работников аппарата управления.

Задача любого руководства организации заключается в том, чтобы использовать ту структуру, которая наиболее соответствует целям и задачам организации, которая наилучшим образом позволяет взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом удовлетворять потребность клиентов и достигать своих целей наиболее эффективно.

Истоками образования современных управленческих структур, являются общественное разделение труда, кооперация, специализация и внутрипроизводственное разделение труда. Основой управленческих структур выступает потребность в эффективном и экономически обоснованном управление организацией.

Структура управления должна обеспечивать оперативность в работе аппарата управления. Она должна быть настолько гибкой и простой, чтобы за время от принятия решения до его осуществления в управляемой системе не успели произойти необратимые изменения, делающие ненужными его реализацию.

Под структурным подразделением аппарата управления понимается административно обособленная часть его, выполняющая одну или несколько функций, либо часть функций управления.

Структура аппарата управления фирмой характеризует состав и взаимосвязь его подразделений и отдельных должностных лиц, т. е. она дает представление о его подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи.

Структуру управления по горизонтали можно разделить на звенья, а по вертикали – на ступени.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их.

Ступени управления характеризуют последовательность подчинения одних звеньев управления другим снизу доверху.

Кадры управления – это совокупность работников предприятия, занятых управленческим трудом. Для управления современным агропромышленным производством требуются менеджеры и специалисты самого разного профиля: агрономы, зооинженеры, ветврачи, инженеры, экономисты, бухгалтера и др.

Кадры управления можно классифицировать по разным признакам: по уровням управления, профессиональной структуре, видам деятельности, сложности и ответственности выполняемых работ, специализации управленческого труда, по образованию. Исходя из функциональной роли в процессе управления выделяют руководителей, специалистов и вспомогательный (обслуживающий, технический) персонал. Последнее деление наиболее полно отражает связь с характером управленческого труда.

Внутри групп персонал делится на должности, каждая из которых предоставляет границы компетенции работника, то есть круг его обязанностей, права и ответственность. Обязанность, права и ответственность работника закрепляются должностной инструкцией. Должностная инструкция лежит в основе распределения полномочий между работниками, что является одним из важнейших принципов управления. Вступив в должность, работник не в праве делать то, что ему заблагорассудится. Он имеет строго определенную сферу деятельности, рабочее место. Руководитель может располагать всем этим, но должен еще и управлять работой подчиненных ему сотрудников. Выполняя производственные задачи, должностные лица вправе принимать решения в пределах своей компетенции. Все это должно быть направлено на эффективное выполнение работ и иного вида деятельности.

В зависимости от места в организационной структуре руководителей принято подразделять на линейных и функциональных. К линейным относятся руководители предприятий и их заместители, к функциональным – руководители отдельных служб, отделов и их заместители. Последние занимаются подготовкой вариантов управленческих решений или производственных задач, опираясь на свои профессиональные знания.

Правильное разделение работников управления на группы является важным условием рационального формирования структуры и эффективного функционирования аппарата управления.

В каждой организации должно быть определено, каким количеством подчиненных может управлять руководитель. Проведенные в этой области исследования свидетельствуют, что обычно такое число подчиненных в организациях колеблется от 4 до 8 человек на высших уровнях управления и от 8 до 15 человек на более низких уровнях.

Так же исследования показывают, что есть закономерная взаимосвязь сложности процесса управления, обусловленная сложностью управляемого объекта, количеством работников, сложностью их действий и возможностями, способностями самого руководителя или управляющего органа. Так, например, в простых видах труда один руководитель может управлять 40 – 50 людьми; при более сложных работах- 7 – 10, а на высших звеньях управления – только 4 – 5 подчиненными руководителями высшего звена управления.

На форму управляемости могут оказывать влияния такие факторы, как квалификация персонала, расположение сотрудников (в одной комнате, в разных помещениях, в разных районах и областях), наличие помощников и заместителей, наличие секретаря, динамичность и характер менеджера (холерик, сангвиник и т. п.), степень необходимой координации и контроля.

Важное значение в управленческой структуре имеет человеческий фактор – наличие специалистов, имеющих профессиональные знания и опыт руководящей работы. Так же большое влияние на структуру управления оказывает ее численность.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту