рефераты по менеджменту

Бизнес-информация и информационный менеджмент

Страница
5

Стратегическое планирование – процесс, который включает ряд стадий. Составить стратегический план, то есть определить те действия, которые организация должна совершить для выполнения стратегии.

1 Стадия: определение миссии организации.

Миссия – это чётко выраженная причина существования организации, которая подчёркивает её отличия от аналогов.

Определении мисси имеет огромное значение:

1. значение миссии в отношении внешней среды;

миссия формирует представление об организации и её назначение;

миссия способствует формированию и закреплению имджа организации;

2. миссия имеет значение и в отношении коллектива организации.

миссия делает ясными для сотрудника цель и предназначение организации;

миссия содействует формированию определённого климата в организации;

миссия способствует единению коллектива и укреплению его культуры.

3. миссия имеет значение в отношении управления организацией.

миссия помогает более точно определить стратегию;

миссия оказывает содействие в осуществлении более правильного распределения ресурсов.

2 Стадия: определение целей организации.

Цель – это ожидаемый, конечный результат.

Именно через цели, миссия получает реализацию. Набор целей может быть разным. Основные требования к нему:

- он должен всесторонне раскрывать миссию;

- он должен касаться по крайней мере 4-х сфер деятельности организации:

-- сфера доходов (не получение прибыли, а какой авторитет организация получает у пользователей – если организация некоммерческая);

-- сфера работы с пользователями;

-- сфера работы с сотрудниками;

-- сфера социальной ответственности (какова роль организации в жизни региона).

В организации все цели должны быть взаимосвязаны и построены в определённой иерархии. Цели должны отвечать следующим требованиям:

· цели должны быть конкретными;

· цели должны быть ориентированы во времени;

· цели должны быть достижимы;

· цели должны быть приемлемыми для организации;

· цели должны быть совместимыми;

· цели должны быть гибкими.

Цель может быть правильно обозначена в том случае, если в организации осуществлён адекватный анализ среды.

3 Стадия.

Анализ среды включает в себя 2 основных компонента:

- анализ внешней среды;

- анализ внутренней среды.

Анализ внешней среды ориентирован на все компоненты, которые окружают организацию. Этот анализ делят на две части: изучают макро и микро среды.

Макросреда – общие условия, в которых организация находится.

Она включает в себя:

· экономический компонент;

· политический компонент;

· правовой компонент;

· социальный компонент;

· состояние технологии.

Нужно учитывать, что все элементы макросреды во взаимосвязи и степени влияния различных факторов на конкретную организацию различна.

Микросреда – непосредственное окружение организации.

· Потребители;

· Поставщики;

· Конкуренты;

· Рынок рабочей силы.

Анализ внутренней среды изучается по определённым блокам вопросов.

- Кадровые вопросы;

- Организационные вопросы;

- Производственные вопросы;

- Маркетинговые вопросы;

- Финансовые вопросы;

- Организационная культура – совокупность правил и ценностей, которых придерживаются сотрудники и руководители.

Изучение внутренней среды направлено на то, чтобы выяснить:

· Реальное состояние организации;

· Определить преимущества и проблемы;

· Перспективы развития.

Для изучения внешней и внутренней среды используются различные методы:

1) SWOT (СВОТ) – позволяет найти возможности, наиболее рациональные варианты действия. Работа по данному методу состоит из нескольких этапов.

ü Составление перечня сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз внешней среды (сила, слабость – внутренняя среда; возможности, угроза – внешняя среда);

ü Составление матрицы (таблицы), в которой все эти позиции указываются

ü Выбор тех вариантов, которые наиболее рациональны в данных условиях для данной организации.

2) Метод позиционирования – позволяет дать оценку внешней среде.

Суть: составление двух матриц – матрицы возможностей и матрицы угроз.

3) Метод составления профиля среды – даёт возможность составить полную картину внешней среды и дать оценку каждому фактору.

4 Стадия. Анализ стратегических альтернатив.

Необходимо оценить имеющиеся стратегии или разработать собственный стратегический вариант. Любая стратегия связана с изменением одного или нескольких элементов:

· Продукт;

· Рынок;

· Отрасль;

· Положение организации внутри отрасли;

· Технология.

Среди традиционных стратегий можно выделить:

1. Группу стратегий концентрированного роста.

стратегия усиления позиций на рынке. Организация работает на прежнем рынке с прежними условиями, но пытается укрепить своё влияние. Это заставляет развивать маркетинговую деятельность.

стратегия развития рынка. Организация производит прежние услуги, но пытается найти новые рынки для их реализации.

стратегия развития продукта. Организация работает на прежних рынках, но все свои усилия направляет на производство новых услуг.

2. Стратегии сокращения.

стратегия ликвидации;

стратегия сбора урожая (снятия сливок). Фирма постепенно сокращает до нуля одно из направления деятельности, при этом основную ставку делает на максимальное получение прибыли.

стратегия сокращения. Одно из направлений или одно из подразделений закрывается.

стратегия сокращения расхода.

Организация может ориентироваться и на отдельные стратегии, не входящие в группы. Сегодня популярна инновационная стратегия. Достаточно продуктивной считается кооперационная стратегия. Она ориентирована на взаимодействие с другими организациями, структурами. Организация может разработать собственный вариант стратегии.

5 Стадия. Выбор стратегии.

Осуществляется выявление наиболее оптимального для организации стратегического варианта. В процессе выбора должны быть учтены факторы:

1. знание прошлых и текущих стратегий организации;

2. риск, степень риска;

3. отношение к выбору учредителей;

4. фактор времени;

5. цели организации;

6. возможности организации (ресурсы организации);

7. степень зависимости организации от внешней среды;

8. обязательства организации по предыдущим стратегиям.

6 Стадия. Реализация стратегии.

Данный этап обязательно должен иметь начальную стадию, которая предполагает следующие действия:

1. углублённый анализ среды и преимуществ выбранной стратегии, который осуществляет руководство организации;

2. принятие решений по эффективному использованию имеющихся ресурсов;

3. принятие управленческих решений по поводу организационной структуры;

4. осуществление необходимых изменений по организации и ресурсам.

7 Стадия. Стратегический контроль.

Включает в себя ряд элементов:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту