· устанавливаются показатели, по которым будет производиться оценка выполнения стратегии;
· сравнение реального состояния параметров контроля с желаемым;
· осуществление необходимых корректировок.
Стратегический контроль осуществляется в течение всего периода реализации стратегии. Он делает возможным достижение целей стратегии.
Стратегический план входит в систему планов организации. В этой системе выделяют три основных элемента:
I. Основные направления деятельности (стратегический план) (от 5 до 10-15 лет);
II. План развития организации (от 1-5 лет);
III. Тактические планы (например, план маркетинга, финансовый план, план развития производства, план закупок, бизнес-план)
Значение планирования в целом состоит в том, что планы повышают степень результативности деятельности организации.
Эффективность деятельности управленческого аппарата организации зависит от целого ряда факторов:
· Оснащение организационной и вычислительной техникой;
· Использование современных технологий;
· Распределение должностных обязанностей в рамках управленческого звена;
· Информационное обеспечение управленческой деятельности;
Информация представляет собой важнейший организационный ресурс. Она входит в общий комплекс ресурсов фирмы, наряду с кадровыми, финансовыми и т.д. Информация имеет много общих черт с другими ресурсами:
· Информацию необходимо планировать с очки зрения выявления потребностей фирмы в ней;
· Расходы на получение и использование информации можно оценить с экономической точки зрения и они должны заключаться в общий баланс фирмы.
· Информационные потребности могут и должны быть соотнесены с возможностями их удовлетворения, как из внутренних, так и внешних источников.
При потреблении информация не исчезает, а изменяет свою ценность.
Отличия:
1) Для управления ИР необходимо соответствующее обеспечение (кадровое, техническое), то есть фирме нужна специальная служба, которая будет планировать, оценивать и контролировать приобретение и использование ИР.
2) Информация выступает в качестве средства решения управленческих проблем. Информационные массивы должны создаваться и использоваться для решения конкретных задач. Современные технические средства позволяют собирать неограниченные информационные массивы. В результате возникает угроза перенасыщения информационных каналов изменений и ненужной информацией. Необходим контроль за приобретением и использованием информации. Контроль должен быть основан на том, что для принятия управленческого решения необходимо определить количество информации. Когда расходы на приобретение информации повышают её полезность, создаётся положение информационного насыщения. Необходимо обязательное планирование ИП организации. Важно учитывать, что планирование ИП имеет смысл только тогда, когда охватывает все необходимые информационные каналы.
3) Информация имеет свой жизненный цикл. Будучи товаром, проходит этапы от момента создания до передачи на хранение или уничтожение. Вся информация, независимо от её формы, должна периодически анализироваться с точки зрения насколько сведения сохранили свою ценность.
Главная цель системы управления внутрифирменной информацией (СЛУВИ): создание эффективной системы информационного обеспечения процессов управления. Основное внимание должно уделяться не вопросам техники и организации, а вопросам создания информации, которая будет проходить через систему информационного обеспечения (ИО). Необходимо обеспечить службу реализацией определённых функций:
· Создание условий, при которых руководство организации получит возможность принимать более качественные решения. На основе информации меньшего количества, но лучшего качества.
· Внедрение в процессы производства и использование информации «методов анализа» на стоимость – результативность.
· Формирование у руководства организации отношения к информации как к ценному организационному ресурсу. Рекомендуют использовать рекламные методы, мероприятия по повышению квалификации и т.д.
· СЛУВИ должна внедрить в каждом подразделении практику составления планов развития ИР.
· Выявление достижений в области информатики и обеспечение их внедрения в информационную деятельность фирмы.
· Организация демонстрации преимуществ централизованного управления ИР.
Структура службы:
В целях определения рациональной структуры службы и её места в системе управления американские специалисты провели ряд исследований:
§ Организационный статус службы в целом достаточно высок. Чаще всего эти службы подчиняются высшему руководству в лице президента или вице-президента фирмы.
§ Структура службы определяется набором тех информационных функций, выполнение которых необходимо для решения задач фирмы.
§ Структура зависит также от структуры управления организации в целом.
На начальном плане СЛУВИ включали в себя отделы по обработке текста и вычислительный центр. В дальнейшем в структуру СЛУВИ стали вводиться: отдел передачи информации, электронной почты, отдел телефонной и телеграфной связи, отдел анализа использования информации и т.д. В настоящее время большое внимание уделяется поиску новых организационных решений, которые могли бы повысить эффективность службы. Некоторые крупные американские фирмы вводят специальные группы экспертов-ревизоров. Они должны заниматься оценкой системы информации, существующей в фирме, оценкой технических средств, используемых в фирме для обработки и продвижения информации, анализ кадрового обеспечения системы информационной деятельности фирмы.
Перед СЛУВИ выдвигаются определённые задачи:
1. Служба должна внедрять содержание информации, которая требуется для удовлетворения потребностей управления всех уровней.
2. Служба должна разработать положения, которые определяют объём, скорость, качество информации.
3. Служба должна устанавливать последовательности выполнения процедур, которые связаны с составлением, передачей, обработкой и использованием информации.
4. Выявление наиболее целесообразных организационных форм управления внутрифирменной информацией с учётом особенностей организации.
5. СЛУВИ должны осуществлять централизованное планирование всей деятельности по приобретению и использованию, обработке, хранению и выдаче информации.
6. Установление системы приоритетов в информационном обслуживании руководителей различного уровня.
7. разработка различных мер, которые способствовали бы повышению её эффективности.
8. Осуществление мероприятий по обучению и повышению квалификаций специалистов.
Обработка информации должна рассматриваться как сфера деятельности, которая способствует улучшению и ускорению решения управленческих задач.
Высоко эффективная система информации может быть создана как при участии руководителей, так и при участии сотрудников фирмы.
При создании СЛУВИ требуется внедрение новейших технических достижений в обработке информации.
Огромное значение в повышении эффективности информационного обеспечения играет руководитель СЛУВИ.