Развитие управления организаций является частью общего поступательного движения общества. Развитие управления – это не разовые преобразования управления с целью достижения наилучшего состояния управления, а непрекращающейся во время процесса. Развитие управления идёт скачкообразно.
Следует различать развитие управления [1] от его совершенствования [2] (рис 1).
Если для развития управления характерно сравнение его наличного состояния с предыдущим, то для совершенствования управления характерно сравнение состояния системы управления с наилучшим по определённому критерию. Развитие управления и его совершенствования – это разноплановые явления, более глубинным и соответственно определяющим среди которых является развитие управления.
Для понимания сущности, механизма и логики развития управления, самого досконального изучения заслуживает историзм процесса развития управления, рассмотрение движения управления в его конкретно – исторических проявлениях (рис 2).
Во – первых, состояние развития управления находится в сильной зависимости от уровня развития производственных сил. В зависимости от уровня развития средств производства выделяется три типа управления: (рис 3).
а) традиционное управление – оно строилось в зависимости от возможностей человека. Человек находится в центре производственного процесса.
б) управление промышленной стадии. На этой стадии человек выступает в качестве приложения к машине, технологии, которые он использует в своей трудовой деятельности. Иначе говоря, человек, хотя и является пользователем техники в процессе производства, в первую очередь он выступает как специалист по приведению в действие необходимых инструментов и технических средств для выполнения определённых операций. Управление преимущественно строится, исходя от машины, от технологии, а не от человека.
в) управление постиндустриальной стадии. Научно – техническая революция развивает систему машин и технологию до такой степени, что человек, бывшей раннее при машине и подчинённый машинной технологии, отрывается от неё и становится над машиной. Управление идёт теперь от человека, а не от машины.
Во – вторых: подавляющие большинство подходов к решения проблем развития управления связаны с отработанным в прошлом опытом решения аналогичных проблем.
Развитие управления осуществляется в соответствии с определённой логикой, проявляющейся и реализующийся через систему общих принципов развития (рис 4).
Первый принцип развития управления: не зависимо от конкретного содержания причин, требующих и вызывающих развитие управления, его преобразования должно начинаться с преобразования исходных начал задающих построения и осуществление управления.
Второй принцип развития управления состоит в том, что необходимость и направленность развития преимущественно определяются содержанием новых задач, возникающих перед организацией.
Третий принцип развития управления. Ограничительным фактором любого преобразования управления являются кадры. Люди не только приводят в движение и создают новое, но они же и тормозят развитие.
Логическая схема развития управления имеет следующий вид (рис. 5).
Первый шаг. Исходным началом для развития управления, является появление новых задач.
Второй шаг. Выработка в системе управления реакции на основе задачи. Возможны 3 типа реакции (рис. 6).
а) попытка ничего не менять в управлении либо провести небольшие, частные изменения, основное внимание сконцентрировать на выявлении причин, требующих изменения, и на их устранении.
б) стереотипный подход к решению возникающих задач. Это попытка решать любые управленческие задачи практически независимо от их содержания, природы и динамики с помощью ранее оправданных себя подходов к преобразованию системы управления.
в) комплексная перестройка системы управления в соответствии с содержанием и сущностью новых задач, возникающих перед управлением.
Такой тип реакции с научной точки зрения является единственно верным, с практической точки зрения – единственно по-настоящему результативным.
Третий шаг. Перестройка основополагающих начал, на которых строится система управления. Это предполагает приведение принципов, положенных в основу системы управления, в соответствии с сущностью и содержанием задач, возникших перед управлением.
Четвертый шаг. Шаг перестройки структуры и элементов системы управления.
Пятый шаг. Завершающий шаг (рис. 7).
Закрепление в управлении новых качеств и свойств, привитых ему в процессе изменения. Это предполагает, во-первых, соответствующее развитие информационно-поведенческой подсистемы. Во-вторых, на данном шаге проводится регулярное изучение хода развития и анализ результатов мероприятий, проводимых в рамках перестройки. В-третьих на данном шаге осуществляется целенаправленная корректировка как всего процесса развития управления, так и его отдельных составляющих.
Приведенная логическая схема развития управления показывает, что это не однозначный процесс, требующий постоянного соотнесения действий по преобразованию управления с задачами, стоящими перед управлением, а также с возможностями, которыми располагает организация в целом и существующая в ней система управления в частности.
Логическая схема развития управления
Глоссарий.
Развитие управления |
Разворачивающийся во времени процесс перехода из одного состояния в другое, который характеризуется наличием качественных преобразований управления в целом либо привнесением в управление качественно новых элементов, свойств или характеристик, затрагивающих определяющие построение и функционирование управление начала [1]. |
Совершенствование управления |
Улучшение по определенному критерию характеристик системы управления [2]. |