или .
В нашем примере:
или 86,6%.
Это значит, что за счет структурных сдвигов общие средние затраты снизились на 294 тыс. руб.
Таким образом, изменение общих средних на изготовление одного образца составляет
(+ 254) + (- 294) = - 40 тыс. руб.
Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой, освоением и др.
Эффективностью затрат на использование новшеств можно управлять, анализируя следующие показатели:
¨ затраты на освоение новшеств;
¨ общие затраты на производство и реализацию продукции;
¨ выручка от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
¨ прибыль от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
¨ выручка от реализации всей продукции;
¨ стоимость нематериальных активов (средняя за период);
¨ стоимость основных фондов (средняя за период);
¨ чистая прибыль;
¨ средняя списочная численность персонала.
Приведенные показатели позволяют построить систему взаимосвязанных факторов - сомножителей для проведения факторного индексного анализа:
¨ затрат на единицу объема реализации;
¨ прибыли от реализации продукции;
¨ чистой прибыли.
Введем следующие условные обозначения:
З – затраты на производство реализованной продукции;
ВР – выручка от реализации всей продукции;
ЗОН – затраты на освоение новшеств;
ВРН – выручка от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
ПР – прибыль от реализации продукции;
ПРН – прибыль от реализации новой продукции;
НА – стоимость нематериальных активов;
– коэффициент соотношения нематериальных активов и основных фондов;
– затраты на единицу объема реализации;
П – чистая прибыль.
Эффективность затрат на освоение новшеств проявляется в:
¨ снижении себестоимости продукции;
¨ росте фондовооруженности труда;
¨ росте производительности труда;
¨ увеличении объема реализации продукции или объема продаж;
¨ повышении рентабельности продаж и других производственных и финансовых показателей.
Для анализа влияния освоения новшеств на себестоимость продукции примем в качестве результативного показателя затраты на единицу объема реализации (). Влияние затрат на освоение новшеств на единицу объема реализации позволяет проанализировать модель:
, (8)
где
|
Затраты по освоению новшеств на единицу объема реализации продукции, произведенной с их применением; |
|
Коэффициент увеличения затрат за счет других затрат, включаемых в себестоимость продукции; |
|
доля выручки от реализации новой продукции в общей выручке от реализации. |
Для освоения новшеств необходимы знания, опыт и другие нематериальные активы.
Отношение прибыли от реализации продукции, произведенной с применением новой техники или технологии к средней годовой стоимости нематериальных активов, характеризует рентабельность нематериальных активов:
(9)
где
– |
рентабельность нематериальных активов при освоении новшеств. |
Влияние рентабельности нематериальных активов на прибыль от реализации продукции отражает модель:
, (10)
где
– |
потребность в нематериальных активах на единицу объема выручки от реализации продукции; |
– |
коэффициент увеличения прибыли от реализации всей продукции |
Сопоставив стоимость нематериальных активов со средней списочной численностью персонала, получим показатель "вооруженность нематериальными активами". Отношение стоимости основных фондов к численности персонала является традиционным показателем фондовооруженности.
Взаимосвязь показателей вооруженности нематериальными активами и основными фондами отражает модель:
, (11)
где
|
Фондовооруженность (стоимость основных фондов на одного работника); |
– вооруженность работников нематериальными активами;
N – средняя списочная численность персонала;
коэффициент соотношения основных фондов и нематериальных активов |
Показателем эффективности работы персонала является выручка от реализации на одного работающего ().
Модель (12) позволяет оценить влияние вооруженности нематериальными активами и основными фондами на эффективность работы персонала:
, (12)
где
– выручка от реализации на единицу стоимости основных фондов.
Модель (13) отражает влияние факторов на изменение прибыли:
, (13)