Учетная политика предприятия
Учетная политика является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.[7]
Учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
На выбор и обоснование учетной политики в ЗАО «АККОРД» повлияли следующие факторы:
· организационно-правовая форма организации;
· отраслевая принадлежность и вид деятельности;
· управленческая структура организации и структура бухгалтерии;
· финансовая стратегия организации;
· материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);
· уровень квалификации бухгалтерских кадров;
Учетная политика организации сформировался главным бухгалтером организации и утвердился руководителем организации.
Учетная политика ЗАО «АККОРД» включает в себя следующие пункты:
методы учета доходов и расходов;
учетные документы и регистры;
учет недвижимости, на которую не зарегистрировано право собственности;
списание материально-производственных запасов, оценка незавершенного производства;
порядок списания расходов будущих периодов;
учет общехозяйственных расходов, проценты по кредитам и займам; резервы на предстоящие расходы и платежи;
капитальное строительство;
учет выручки в целях исчисления НДС.
Способ ведения бухгалтерского учета, избранные в ЗАО «АККОРД» при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно – распределительного документа. При этом они применяются всеми подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.
Изменение учетной политики может производиться в случаях:
· изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, которые предполагают более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
· существенного изменения условий деятельности.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренным для учетной политики.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения.
Отражение последствии изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.
Все корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
Таблица 7
Взаимоотношения (служебные связи)
Структурные подраз-деления, сторонние организации |
Бухгалтерия получает документы |
Бухгалтерия передает документы | ||
Взаимоотношения со структурными подразделениями | ||||
Кадровая служба {юрисконсульт) |
- Копии приказов по личному составу; - табели учета рабочего времени сотрудников; - больничные листы; - отчеты о расходовании бланков трудовых книжек. |
- Ведомости использования очередных отпусков; - бланки трудовых книжек и вкладышей к ним. | ||
Коммерческий отдел |
- Хозяйственные договоры, сметы, акты и другие материалы по вопросом выполнения договорных обязательств; - счета на приобретение товарно-материальных ценностей; - авансовые отчеты сотрудников; - сведения о затратах на коммерческую и издательскую деятельность. |
- Сведения о нормах расхода денежных средств и материалов; - сведения о затратах по видам деятельности и отдельным договорам; - сведения об оплате счетов, дебиторах и кредиторах; - указания по вопросам оформления и предоставления для учета документов и сведений. | ||
Секретарь |
- Копии приказов и распоряжений директора по основной деятельности; |
- Проекты приказов и распоряжений по вопросам финансовой деятельности; | ||
- корреспонденция в адрес бухгалтерии. |
- сводки, справки, сведения по запросам руководство, - отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности. | |||
Взаимоотношения со сторонними организациями | ||||
Банк |
- Выписки по счетам и прилагаемые к ним документы; - письменные разъяснения по вопросам взаимодействия с банком. |
- Расчетно-платежные банковские документы; - чеки на получение денежных средств и объявления ка взнос наличными; - сведения по вопросам работы с денежной наличностью; - бухгалтерские балансы и отчеты. | ||
Государственная налоговая инспекция |
- Акты и документы по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов в бюджет; - письменные разъяснения по налогообложению. |
- Приказы, документы и пояснения, необходимые для правильного исчисления налогов; - расчеты по налогам ( налоговыё декларации); - бухгалтерские балансы и отчеты. | ||
Отдел социального обеспечения |
- Разъяснения по вопросам назначения и выплаты пособий на детей сотрудников. |
- Документы по возмещению пособий на детей сотрудников из бюджета. | ||
Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
Таблица 8
Анализ сильных и слабых сторон организации
Угрозы |
Возможности | |
сильные стороны организации |
- Активизация конкурентов - гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, репутация, - Влияние на цены покупателями и поставщиками - гибкое руководство, ценовая политика. - Наличие опыта работы с покупателями -Рыночная структура отдела продаж. -Успешная кредитная история и устойчивые финансовые показатели - Высокая степень соблюдения договорных обязательств в отношении конечных потребителей |
- Более образованное, динамичное, гибкое и молодое руководство среднего звена. - Введение новых технологий управления - Интеграция с производителям: - Плотная интеграция с заводами -Увеличение рентабельности -Партнёрство с банком или финансовой организацией для реализации инновационных проектов |
слабые стороны организации |
-Низкая прибыль из-за высоких издержек. - Влияние на цены покупателями и поставщиками - более низкая прибыльность из-за высоких цен на материалы, - Нехватка оборотных средств |
-Высокая ставка по кредитам - Изменение политики поставщиков |