Общая безработица.
Уровень общей (официальной плюс скрытой) безработицы определяет ситуацию на региональных рынках труда. Четыре области, три из которых смежные и находятся в самом центре России, характеризуются катастрофическим положением с безработицей - это Ивановская (895% от средне российского уровня), Владимирская (568%), Ярославская (550%) и Кировская области (412%). В целом ситуация с безработицей к востоку от Урала более благополучная, чем к западу от него, а в г. Москве и Якутии - абсолютном рекордсмене по отсутствию безработицы - уровень общей безработицы не превышает 1/10 средне российского показателя.
Связь между официальной и скрытой безработицей неуклонно уменьшается со временем (снижение значений соответствующих коэффициентов корреляции с 0,44 в 1998 г. до 0,37 в 1999 г. и до 0,34 в 1-ой половине 2000 г.). В 1997 г. официальная безработица коррелировала с неполной занятостью и вынужденными отпусками на уровне 0,41; в 1998-99 гг. связь с неполной занятостью снизилась до 0,27-0,23, в то время как с вынужденными отпусками практически стабилизировалась (0,37 и 0,41).
Не удалось обнаружить статистически значимой связи между тенденциями изменения уровня официальной и скрытой безработицы в 1998/97 и 1999/98 гг. (коэффициент корреляции составляет -0,05) и -0,08 для сдвигов 1999/97 гг. Таким образом, краткосрочные изменения со скрытой безработицей в региональном разрезе никак не влияют на уровень безработицы официальной.
В целом безработица в России в наибольшей степени поразила (как в открытой, так и в скрытой форме) наиболее экономически и промышленно развитые регионы с преобладанием легкой промышленности и машиностроения (в первую очередь оборонного). Она не столь характерна для северных, слаборазвитых и/или аграрных регионов. Наиболее благополучная ситуация на рынке труда складывается в г. Москве; на региональном уровне областные (краевые, республиканские) центры также, как правило, находятся в относительно более благополучном положении, чем другие промышленные центры и периферийные районы.
В странах с социальной рыночной экономикой уделяется большое внимание государственному регулированию рынка труда. Государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройства при посредничестве органов службы занятости.
Государство также предоставляет безработным гражданам определенные гарантии. Они сводятся к следующим мерам: бесплатная профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство уделяет решению вопросов занятости отдельных категорий граждан, в частности инвалидов.
Современное государственное регулирование рынка труда включает комплекс экономических, административных законодательных, организационных и иных мер.
Одним из важных направлений регулирования рынка труда является зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы. Эта зависимость в экономический науке выражается посредством кривой Филлипса.
Английский экономист О. Филлипс, используя эмпирические данные по Англии за 1861—1957 гг., вывел нелинейную зависимость между уровнем безработицы и заработной платой. Чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен. И наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы и выше темп роста цен.
Ip , %
8
6
4
2
0 2 4 6 8 Lue,%
Ip – среднегодовой темп роста цен;
Lue – уровень безработицы, %.
Рис. 1 Кривая Филлипса
Кривая Филлипса использовалась в кейнсианской теории инфляции, в которой связь между уровнем занятости и инфляцией устанавливалась через динамику заработной платы. Вместе с тем в последнее время закономерности кривой Филлипса не всегда срабатывали. Это заставило многих экономистов утверждать, что кривая Филлипса не является надежным регулятором в экономике.
Существенное влияние на регулирование рынка труда оказывает налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика правительства.
Подавляющее большинство промышленно развитых стран с социально ориентированной рыночной экономикой главной целью в области политики занятости провозглашают активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Подразумевается, что государство создает условия и, привлекая в той или иной мере различные хозяйственные структуры, предприятия, организации и учреждения, стремится к следующему: во-первых, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ее ищет; во-вторых, чтобы такая работа была как можно более продуктивной; в-третьих, чтобы существовала свобода выбора занятости. Каждый работник должен иметь широкие возможности для приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации.
B развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда выступают работодатели и работники или органы, представляющие их интересы, например ассоциации предпринимателей, профсоюзные органы и прочие структуры. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социально значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда. В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:
· развитие людских ресурсов для труда;
· обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
· создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
· поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному творческому труду;
· обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);