Жизнедеятельность предприятия представляет собою сложную интерференцию долго- и краткосрочных феноменов. Хорошие результаты (солидный оборот, достойная доля рынка, высокие платежеспособность, ликвидность и рентабельность) могут получиться только при выборе и реализации решений, адекватных требованиям среды и соответствующих “магистральной линии” развития предприятия.
С самых общих позиций, уровень риска, связанный с фирмой, предопределяется ее адаптационной способностью эффективно реагировать на те или иные внешние и внутренние импульсы.
Высокой адаптационной способности нелегко достичь предприятиям малого бизнеса, т.к. их создание и успешное функционирование обычно полностью зависит от одного или небольшой группы лиц, вполне компетентных для того, чтобы поймать коньюктурную удачу, но не всегда могущих вовремя диагностировать глобальные структурные изменения в экономике и принять необходимость крутого поворота в деятельности предприятия, а также и осуществить этот поворот.
Предприятия семейного типа зачастую располагают весьма значительными технологическими, коммерческими и финансовыми возможностями. Но своеобразный “культ личности”, а также, как правило, узкопрофессиональное образование персонала снижают возможности подобных фирм.
Между малыми и средними предприятиями происходит что-то вроде “естественного отбора”, в результате выживают те, кто сможет лучше приспособиться к жизни, развиваться и даже процветать в неблагоприятных условиях общих и отраслевых спадов и сужающихся рынков.
На практике именно с помощью инвестиционной политики предприятие реализует свои возможности к предвосхищению долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним. Но происходит все это в реальном временном измерении, день идет за днем, заставляя подчиняться конъюнктурным колебаниями приспосабливаться к ним.
Учет циклических колебаний конъюнктуры рынка — дело весьма тонкое. Приходится совмещать три информационных пласта:
• общеэкономические данные;
• отраслевую статистику;
• данные по конкретному предприятию.
Представим себе три предприятия различных отраслей, претерпевающие параллельные и сопоставимые по масштабам колебания деятельности за одинаковые по времени периоды цикла.
Предприятие I действует в отрасли со стабильным рынком, предприятие II оперирует на рынке с повышающейся, а предприятий III — на рынке с понижающейся конъюнктурой.
Влияние рыночных колебаний спроса одинакового масштаба на положение трех предприятий оказывается различным. Уровни А1, А2и А3соответствуют максимальной активности и максимальной выручке, уровни В1, В2и B3- минимальной, что и отражено в нижеследующей таблице (исходная выручка принята за 100%):
Уровень активности | Тенденция развития | |||
Стабильность | Рост | Спад | ||
Максимальный Минимальный |
А1= 120% В1= 80% |
а2= 128% B2= 105% |
А3= 112% B3= 55% | |
Амплитуда изменений уровня активности (выручки от реализации) |
А1– В1= 40 % |
A2-B2=23% |
A3-B3= 57% |
Анализ таблицы показывает, что наименьшее снижение выручки от реализации (23%) наблюдается у предприятия II, принадлежащего к отрасли на подъеме. Чтобы противостоять общему снижению спроса в экономике в целом, такому предприятию достаточно весьма небольшой коррекции объема своих производственных мощностей:
• задержать запуск инвестиционной программы, рассчитанной на расширение рынков сбыта в долгосрочной перспективе;
• временно воздержаться от расширения штата работников и не заменять увольняющихся и выходящих на пенсию работников новыми и т. д .
Но есть нюанс: придется приспосабливаться не только, к циклическому затуханию деловой активности, но и к его новому возгоранию. Подъем порождает свои трудности. Предприятие II будет испытывать увеличение финансово-эксплуатационных потребностей, придется тщательно контролировать затраты оборотных средств, внимательно следить за дебиторской задолженностью, необходимо будет обеспечивать достаточную рентабельность собственных средств и уровень дивиденда — иначе не удастся сохранить и увеличить достаточный уровень финансирования долгосрочных, а также текущих потребностей предприятия.
Весьма значительное, но еще не катастрофическое снижение выручки наблюдается у предприятия I. Это серьезная встряска, речь идет о жизни или смерти предприятия. Приходится резко сокращать неиспользуемые основные средства, увольнять работников, жестко контролировать все и всяческие расходы.
Положение же предприятия III иначе как катастрофическим назвать невозможно.
В литературе по финансовому менеджменту и фундаментальному анализу качества ценных бумаг принята классификация отраслей экономики на три основных типа: устойчивые, циклические и растущие. Совмещение этой классификации с только что сделанными нами выводами может дать финансисту серьезную пищу для размышлений о выборе сферы деятельности предприятия, или, если эта сфера уже определена, о коррекции финансовой политики фирмы. Важна эта классификация и для инвестора, старающегося разумно сформировать свой портфель ценных бумаг и эффективно управлять им.
Критерием классификации отраслей является степень воздействия макроэкономического цикла на положение той или иной отрасли. Так, спрос в стабильных отраслях, связанных, как правило, с производством жизненно важных товаров и услуг, практически не зависит от макроэкономической ситуации; циклические отрасли следуют динамикой спроса на свою продукцию за фазами цикла. Это, в основном, отрасли, производящие средства производства и товары длительного пользования; динамика спроса в растущих отраслях “бежит впереди паровоза” макроэкономического цикла — тут речь идет об отраслях на начальных этапах своего становления, а также о технически и технологически возрождающихся традиционных отраслях.
Именно с помощью инвестиционной политики предприятие реализует свои возможности к предвосхищению долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним.
Вкладывать средства в производство, в ценные бумаги и т. п. целесообразно, если:
1) чистая прибыль от данного вложения превышает чистую прибыль от помещения средств на банковский депозит;
2) рентабельность инвестиций выше уровня инфляции;