Можно судить о том, что финансовые показатели компании за указанные периоды заметно улучшились, и имеют положительную тенденцию.
Тарифы на передачу и присоединение, из которых и формируется основная выручка ОАО "Ленэнерго", устанавливаются из расчетов базовых ставок, установленных Региональной Энергетической Комиссией (РЭК) города Санкт-Петербурга и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области. Каждый год указанные органы определяют тарифы для всех участников рынка, в том числе и ОАО "Ленэнерго" в специальном распоряжении. Тарифы устанавливаются на год, исходя из фактических расходов, налоговых платежей и т.д. по категориям в соответствии с уровнем напряжения. Политика формирования тарифов основана на затратном методе ценообразования. Когда Совет Директоров после реорганизации в 2005 г. принял решение стать прибыльной организацией, тарифы стали устанавливаются с учетом реальных затрат плюс договоренной маржи. Ежегодно представители компании подают в органы власти свои расчеты и предлагают уровень цен, а также защищают предлагаемый уровень тарифов. В данный момент, поскольку представители Правительства города входят в Совет Директоров, это сделать проще. Таким образом, несмотря на регулируемые и заданные тарифы (для Общества - цены реализации), компания получает прибыль, причем часто гарантированная. Ежегодно Обществом принимается бизнес-план, в котором, исходя из прогнозируемых объемов реализации, определяются затраты. Также определяются объем инвестиций для реконструкции, ремонта и строительства новых объектов в соответствии с планами развития города, потребностями рынка и состоянием объектов ОАО "Ленэнерго". Все эти факторы в конечном итоге позволяют определить тарифы на услуги и работы компании.
Руководители могут активно влиять на другой фактор, влияющий на цену - затраты. Себестоимость реализованных работ (услуг) составляла в 2007 г. более 85% от валовой выручки. Структура затрат представлена в табл.7.
Таблица 7.
Структура и динамика ОАО "Ленэнерго" за 2005-2007 гг.
Себестоимость основных видов продукции |
2006 год (млн. руб) |
Доля,% |
2007 год план (млн. руб) |
Доля,% |
2007 год факт (млн. руб) |
Доля,% |
Выполнение плана,% |
Материальные затраты |
2 870,4 |
30 |
3 715,3 |
28 |
3 401,5 |
26 |
92 |
Работы и услуги производственного характера |
3 752,2 |
40 |
4 676,5 |
35 |
4 511,9 |
34 |
96 |
Оплата труда и социальные отчисления |
1 383,6 |
14 |
2 033,9 |
15 |
1 932,7 |
15 |
95 |
Амортизация |
971,4 |
10 |
1 504,6 |
11 |
1 979,7 |
15 |
132 |
Прочие затраты |
577,1 |
6 |
1 351,7 |
10 |
1 263,7 |
10 |
93 |
Итого |
9 554,8 |
100 |
13 282,1 |
100 |
13 089,4 |
100 |
99 |
Доля материальных затрат и затрат работ и услуг производственного характера в общей структуре затрат снизились (с совокупных 70% в 2006 г. до 60% в 2007 г). Повысилась доля оплаты труда и социальных отчислений, а также амортизация. В 2007 г. фактические затраты превысили запланированные, в основном за счет увеличения отчислений в амортизационный фонд, а также переоценки основных средств. Таким образом, компания демонстрировала рост эффективности в плане управления затратами, однако в силу социальной политики они сохраняются на высоком уровне. О повышении управления затратами свидетельствует тот факт, что выручка в 2007 г. по сравнению предыдущим периодом выросла в 1,45 раза, прибыль - в 2,16, а затраты - только в 1,39 раза. Конечно, это связано частично и с эффектом масштаба, при котором доля постоянных затрат уменьшается. Однако о положительной динамике говорит, как мы уже сказали, сокращение доли материальных затрат и затрат на работы и услуги производственного характера.
Затраты распределялись между затратами на оказание сетевых услуг, затратами на производство и реализацию прочей продукции (услуг) основной деятельности и непрофильной продукции (услуг). Затраты на производство и оказание сетевых услуг в период 2005-2007 гг. составляли более 98%. Однако удельный вес их заметно снижается. Незначительную долю занимают другие затраты, однако они имеют устойчивую положительную динамику. Так, доля затрат на производство и реализацию непрофильной продукции (услуг) выросли с 0,0% в 2006 году до 0,8% в 2007 г., и превысили плановые 0,6%. Доля затрат на производство и реализацию прочей продукции (услуг) основной деятельности выросла в 2007 г. по сравнению с предыдущим на 0,8% и составила 1,3% от общей суммы затрат, что превысило план на 73%.
Рассмотрим основные показатели эффективности работы компании. Рентабельность продаж была следующая:
В 2005 г.7,25%
В 2006 г.14,82%
В 2007 г.14,25%.