Необходимо разграничивать 2 уровня спроса: суммарный или глобальный спрос на рынке; спрос на продукцию фирмы или на марку
Глобальный спрос- это общий объем продаж применительно к рынку товаров или отрасли в данном месте в данный период для совокупности марок или конкурирующих фирм. Ее еще называют первичным спросом.
Спросом на продукт фирмы или марку называется часть спроса на рынке, соответствующая доле рынка фирмы или марки.
И тот и другой спрос есть функция реакции,т.е. его уровень зависит от ряда факторов называемых детерминантами спроса. Детерминант спроса делится на 2 группы:
Контролируемые факторы- составляющие комплекса маркетинга(товар, цена, продвижение, сбыт) |
Неконтролируемые факторы- вызывающие ограничения со стороны окружающей среды: потребители, конкуренты, сбытовые сети, ограничения со стороны макросреды |
Первичный спрос как функция реакции(функция от суммарного маркетингового давления):
Текущий потенциал- верхний предел глобального спроса
От Qmin до Х-отрезок-спрос реагирует на маркетинговое давление- расширенный спрос( т к на уровне первичного спроса легко повлиять на изменение объема или интенсивность маркетингового давления) От точки Х- нерасширенный спрос- соответствует этапу зрелости (несколько сильных конкурентов и отсутствие ценовых войн. Дальнейший рост интенсивности маркетингового давления практически не означает влияния на размер рынка, который достиг стадии зрелости. Таким образом в случае нерасширяемого рынка его размер фиксирован, любое увеличение продаж в пользу одной фирмы обязательно связано с перераспределением долей рынка среди конкурентов. Разрыв м\у min уровнем первично спроса и max-характеризует масштаб рыночных возможностей.
Абсолютный потенциал рынка.
-соответствует максимально возможному уровню спрос; предложение, что потенциальные потребители
эффективно потребляют товар в оптимальном объеме при каждом использовании.
Абсолютный потенциал характеризует объемы, которые мог бы воспринять рынок
если бы товар был «свободный», т е предлагался бы по 0й цене.
При расчете абсолютного потенциала делаются 3 предположения:
1. каждый потенциальный пользователь является реальным потребителем
2. каждый пользователь использует товар при каждой возможности его применения
3. при каждом применении товар используется в оптимальном объеме.
Спрос на потребительские товары:
Q=n x q; Q-объем продаж или спрос
n- количество потребляемых единиц
q- объем потребления на единицу
Q=n x q x p (в стоимостном выражении