Аттестовать можно не только человека, но и подразделение, предприятие, производственный процесс, рабочее место, продукцию, государство и вообще любой социальный объект.
У процедуры аттестации есть свои противники и приверженцы. Аргументы каждой из сторон достаточно весомы. «Менеджер и так постоянно оценивает своих сотрудников. Зачем нам проводить аттестацию? Она отнимает много сил, способна разворошить коллектив, и неизвестно, что мы получим», – считают первые. Замечание справедливое: если не знаешь, зачем, – лучше не берись.
Формализованная система позволяет повысить эффективность самой системы оценки. Кроме того, она подходит не только для отдельного сотрудника и его руководителя, но и отвечает интересам организации в целом. Большинство специалистов справедливо полагают, что аттестация – один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Аттестация позволяет:
· определить внутри организации стандарты деятельности и критерии оценки (на подготовительном этапе) – без этого аттестация не имеет смысла;
· провести диагностику персонала;
· выявить «болевые точки»;
· определить ценность сотрудников не только для подразделения/группы, но и для организации;
· обоснованно принимать управленческие решения, особенно связанные со стратегическими задачами организации и процессом внедрения изменений.
Роль аттестации возрастает, когда усиливается государственный и общественный контроль за соблюдением прав человека, социальных гарантий работника и, наоборот, снижается, когда государственные гарантии прав человека слабеют или они фактически игнорируются.
Результат аттестации всегда в известной мере субъективен, несет на себе отпечаток личности того, кто аттестует, иначе это была бы уже не аттестация, а просто измерение параметров.
1 Журавлев А., Павлова Е., Шлычков А., Субъективность руководителя и скрытые возможности аттестации персонала, // Консультант директора. 2000. №22 (130). С. – 21.
[1] Бовыкин И.В. Новый менеджмент. – М.,1998. с. – 238.
[2] Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. – Спб.: Фирма, 2005.
1 Тарасов В.К., Отбор и подготовка менеджеров. – Л.: Машиностроение, 2002, с. – 42.
[3] Виханский О.С., А.И. Наумов. Менеджмент. – М.: Высш. школа, 1999. с. – 258.
[4] Трофимов Н.С. Современное управление персоналом организации. – СПб.: Канди, 2005.
[5] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Изд-во Дело. 129. с. – 219.
[6] Черёмушкинский П.В. Теория и практика управления. – М.: Дело, 2001.
[7] Ковалык В.Н. Теория и практика управления. – М.: Канди, 2004. с. – 198.
[8] Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия, «Инфра-М», Москва-Новосибирск, 2000. с. – 542.
[9] Харитонов И.М., Эмихом О.К., Предприимчивый менеджер. – М., 2001.