– происходит сосредоточение на высшем уровне руководств функций по разработке стратегии, финансового контроля, политики управления персоналом и др.;
– создаются или усиливаются службы маркетинга на высшем уровне управления и при необходимости в относительно самостоятельных подразделениях и отделениях;
– создаются службы (группы) стратегического развития;
– для усиления координации и связи между службами, уменьшения дублирования управленческих работ, подготовки более качественных решений и ответственности за них используются матричный классификатор функциональных обязанностей;
– создается постоянная или временная финансовая структура (центр доходов и центр затрат);
– подбираются профессиональные и квалифицированные менеджеры;
– масштабы управляемости приводятся к рациональным значениям, и обеспечивается обоснованность подчинения отделов и служб аппарата функциональным директорам (заместителям генерального директора), гарантирующим целостность процесса управления.
В целях рационального распределения функциональных обязанностей в аппарате управления организации и создания условий повышения эффективности управленческого труда рекомендуется использовать модель матричного классификатора, которая широко и успешно применяется за рубежом в средних и крупных компаниях.
Модель матричного классификатора представляет собой таблицу, в которой по вертикали приведены сгруппированные управленческие работы по функциям, а по горизонтали – должностные лица (руководитель и его заместители), наименования отделов и служб аппарата и структурных подразделений организации. На пересечении столбцов и строк показываются с помощью условных обозначений виды участия должностных лиц, отделов и служб и структурных подразделений в выполнении управленческих работ по функциям.
Для обозначения характера трудового участия должностных лиц и подразделений при осуществлении своих функциональных обязанностей применяются следующие условные обозначения:
Р – принятие решения (утверждение, подписание документа, устное распоряжение);
П – подготовка решения (комплексная разработка решения, составление документа, мероприятия разрабатываются самостоятельно и с привлечением других лиц);
У – участие в подготовке решения (решение частных вопросов, подготовка информации, консультирование);
С – согласование решения (согласование документа);
И – реализация решения;
К – контроль за исполнением решения (мероприятия, плана, документа);
О – обмен информацией, информирование руководства;
А – персональная ответственность.
При разработке матричного классификатора следует руководствоваться следующими положениями:
– выполнение управленческих работ должно предусматривать четкую определенность и по возможности автономность сферы деятельности и компетенции каждого отдела (службы) и должностного лица;
– характер распределения управленческих работ и виды трудового участия отделов (служб) в их выполнении должны предусматривать комплексность и законченность решения стоящих перед ними задач; подразделения аппарата должны нести персональную ответственность за комплексное выполнение возложенных на них функциональных обязанностей при участии в данных обязанностях других подразделений;
– распределение управленческих работ должно отвечать требованиям ограничения дублирования работ, создания условий концентрации однородных работ в одном подразделении и повышения качества принимаемых решений;
– распределение управленческих работ производится с учетом наличия и возможности сбора в подразделении достаточной и необходимой информации для подготовки и принятия управленческих решений;
– при формировании содержания работ в отделах (службах) необходимо проводить их специализацию, выявлять рациональное соотношение централизации и децентрализации в подготовке управленческих решений, объемов полномочий и ответственности;
– классификатор функциональных обязанностей утверждается руководством организации и доводится до исполнителя.
Утвержденный классификатор функциональных обязанностей подразделений аппарата управления является обязательным документом, регламентирующим и координирующим работу должностных лиц, отделов и служб в структуре управления, особенно при процедурах финансового оздоровления и внешнего управления (табл. 6).
При изменении условий производства и функционирования организации в классификатор и в структуру управления организации вносятся соответствующие изменения и дополнения.
Как показывает зарубежная практика применения классификаторов функциональных обязанностей в компаниях, их использование способствует уменьшению объема дублирования работ на 5–10%, ускорению составления документов на 10–20%, повышению качества принимаемых решений.
Таблица 6
Фрагмент матричного классификатора функциональных обязанностей служб аппарата управления организации
№ п/п | Вид работы | Должностные лица и службы аппарата управления | |||||||||||
Ген. директор | Зам. ген. дир-ра по пр-ву | Зам. ген. дир-ра по экономике | Произ.-тех. отдел | ПЭО | Фин. отдел | Бухгалтеря | Отд. маркетинга | Отд. кадров | Договорный отдел | Диспетчерская служб | Рук-во и аппарат цехов | ||
1. |
Планирование доходов и расходов | К | С | Р | о | у | П,И | о | У, И | ||||
2. |
Анализ убытков и определение мер по их сокращению | К | С | Р | У | С | У | П | У, И, С | ||||
3. |
Анализ дебиторской задолженности и разработка предложений по ее снижению | Р, К | С, | П, И | У | У, С | О | ||||||
4. |
Подготовка исков по взысканию просроченной дебиторской задолженности | Р, К | С, | У | У | О, С | П, И | ||||||
5. |
Анализ кредиторской задолженности и разработка предложений по ее реструктуризации | Р, К | С, | С | П, И | У | У,С | У |