Анализ подходов к оценке эффективности работы персонала свидетельствует о многообразие критериальных показателей. Очевидно, необходим комплексный подход к оценке эффективности с позиции значимости конечных результатов производства, производительности и качества труда и организации работы персонала как социальной системы.
Гостиница имеет свою специфику работы. Доход предприятия, прибыль зависят от загрузки номерного фонда гостиницы. В свою очередь загрузка номерного фонда сильно зависит от культуры и качества обслуживания гостей. Культура и качество обслуживания зависят от подготовки персонала, его мотивации, социально-психологического климата в коллективе.
Заработная плата горничных составляет 9000 рублей, с увеличением доходов ожидается дальнейшее постепенное увеличение заработной платы. Нарушители трудовой дисциплины отсутствуют, что говорит о порядке на предприятии. Текучесть кадров также отсутствует, вследствие высокого имиджа гостиницы.
Чтобы повысить эффективность работы персонала необходимо мотивировать его работу, повышая общий уровень культуры, создавать необходимый социально-психологический климат в коллективе, информировать персонал. Такая работа должна проводиться постоянно.
Повышение квалификации персонала, мотивация ведут к общему уровню увеличения знаний работников, удовлетворенности работников своей работой, что, в свою очередь, ведет к высокому уровню культуры и качества обслуживания гостей.
Затраты на подготовку кадров.
Для повышения квалификации горничных мною предлагается проведение лекций и практических занятий в количестве 40 часов.
Оплата за каждый час работы приглашенного преподавателя – 400 рублей.
Затраты на проведение курса повышения квалификации представлены в табл.3.3.
Таблица 3.3 Затраты на курсы повышения квалификации службы номерного фонда (группа 10 человек)
Наименование расходов |
Сумма, руб./усл.ед. |
Итого, руб. |
Заработная плата преподавателям |
400* 40 час |
16000 |
Раздаточный материал (профессиональные стандарты, вопросники, тесты, программы, методические указания, анкеты и т.п.) |
200 |
2000 |
Покупка видео-роликов, слайдов |
300 | |
Единый социальный налог (35,6%) |
5696 | |
Итого в т.ч. на 1 человека |
23996 2400 | |
Выплаты зарплаты персоналу, обучаемому в рабочее время (оплата неисполненной работы) |
30000 | |
Итого затрат |
53996 |
Завершающий этап процесса обучения персонала – оценка эффективности обучения персонала. Его основная цель заключается в анализе влияния обучения на конечные результаты деятельности всей организации.
Оценка эффективности процесса обучения позволяет решить следующие задачи: осуществление контроля над реализацией программных пунктов системы обучения; анализ и корректировка слабых сторон; мониторинг эффективности, качества; мониторинг результативности обучения; разработка и внедрение корректирующих мероприятий.
Расходы на обучаемый персонал могут быть рассчитаны следующим образом: (Рп)= кол-во обучаемых сотрудников* заработная плата в расчете на день* количество дней обучения, по формуле 3.1.
Рп = n * к * t д, (3.1)
Где: Рп - расходы на обучаемый персонал, руб.;
n -кол-во обучаемых сотрудников, чел.;
к - заработная плата в расчете на день, руб.;
tд -количество дней обучения по программе.
Рп = 10 (чел.)* 300 (руб.)*10 (дн.) = 30000 (руб.)
Сумма затрат на обучение, по формуле 3.2.
З = Зоб + Рп, (3.2)
Где: Зоб – затраты на обучение по программе, руб.
Итак, З = 23996 + 30000= 53996 (руб.)
Проведенное обследование показало, что спустя 2 – 3 года, персонал начинает «деградировать», если он не обучается: использует старые технологии и методы работы, а, следовательно, ухудшается качество услуг. Для того чтобы своевременно выявлять «узкие» места в работе горничных, руководство гостиницы осуществляет доплату в размере 10% к заработной плате 3 горничным (старшие горничные). В случае обучения 1 раз в 3 года по такой программе всех горничных, необходимость в доплатах отпадает. Следовательно, экономия фонда оплаты труда составит 9000 * 0,1 * 12 * 3 * 3 = 97200 руб.
Итак, можно рассчитать эффективность проведенной программы обучения, которая будет рассчитываться как прирост прибыли за счет экономии фонда оплаты труда деленный на затраты на программу, по формуле 3.3.
Э пр. = ФОП / З, (3.3)
где ФОП – экономия фонда оплаты труда, руб.
З – сумма затрат на обучение по программе.
Э пр. = 97200/53996=1,8
Таким образом, эффективность обучения составила 1,8.Иными словами, каждый затраченный рубль на обучение дает эффект в размере 1 руб. 80 коп. Это действительно хороший результат, который говорит о том, что персонал фирмы адаптивен к новациям и реагирует на обучающие программы должным образом.
Подобные выводы должны иметь для руководителей решающее значение и привести к росту инвестиций в человеческий капитал.
Такой показатель эффективности образовательных программ лишь частный пример, но эффективность инвестиций в образование подтверждена многочисленными исследованиями и расчетами.
Опыт развитых стран показывает, что при прочих равных условиях продуктивность труда и доходы возрастают с увеличением затрат на общее и специальное образование.
Для того чтобы работа персонала была более эффективной, недостаточно только проведение тренинга, необходим комплекс мероприятий по подготовке персонала, повышению культуры и качества обслуживания. К ним относятся: