*Источник: Система ГАРАНТ Платформа F1 ЭКСПЕРТ Успешная кадровая политика. Зарплатные и нематериальные схемы (Е. Маврицкая, "Двойная запись", N 9, сентябрь 2005 г.)
Считается, что работа ради выгоды организации - задача любого ее сотрудника. На деле об этом нужно постоянно напоминать. В некоторых ситуациях это стремление приходится стимулировать. Желание принести пользу компании необходимо вырастить. Для этого нужно доказать служащим, что их стремление к благу фирмы - не бессмысленное занятие.
Существуют одаренные руководители, которым удается создать команду, рабочую атмосферу и вести людей за собой с помощью только нематериальных стимулов. К последним можно отнести:
- обучение работе (любая дополнительная нагрузка может быть преподнесена как возможность получения бесценного опыта и новой строчки в списке достижений);
- общественное признание заслуг различными способами (отлично действуют устная похвала, грамота, доска почета, статья о сотруднике в СМИ, настольный флаг и т.д.);
- расширение личного пространства (отдельный кабинет, большой стол);
- демонстрация доверия (приглашение на совещание, переговоры и т.п.);
- предоставление комфорта (новый компьютер, кондиционер в отдел, дорогие канцелярские принадлежности);
- дополнительные льготы (они могут быть бесплатны для компании, если договориться об обмене льготами и товарами с партнерами) [36. С. 57-59].
Конечно, это только некоторые действенные виды мотивации. Дополнить список руководитель может самостоятельно, исходя из потребностей своих подчиненных.
Не стоит забывать и о банальной вежливости. В российском менталитете отсутствует фраза "дай (точка)". Есть "дай (выручи), потому что .". Также у нас не принято отказывать: "нет (точка)", как это любят делать западные управляющие. Более привычна формулировка "нет, потому что .". Если объяснить сотруднику "почему это необходимо", ему будет труднее отказать в помощи фирме. Вполне возможно, что он даже станет активистом движения за экономию, так как осознает свою значимость для компании.
Факторы, повышающие нематериальную мотивацию:
- ответственные задачи, способные увлечь сотрудников;
- внимание и поддержка сотрудников;
- вовлечение сотрудников в процесс принятия решений;
- делегирование полномочий и создание условий для проявления инициативы;
- обратная связь: поощрение успехов и конструктивная критика;
- способность вдохновлять и заражать сотрудников своим энтузиазмом.
Корпоративная культура также может играть важную роль в повышении нематериальной мотивации у сотрудников, а именно наличие:
- системы взаимоотношений, принятой в компании;
- чувства причастности к компании;
- командных ценностей;
- корпоративных мероприятий;
- эффективной системы внутрикорпоративных коммуникаций
От роли лидера в организации зависит нематериальная мотивация (таблица 2).
Таблица 2
Зависимость мотивации от роли лидера
Роль лидера |
Позитивное проявление |
Негативное проявление | ||
Лидер |
Действия |
Лидер |
Действия | |
Архитектурная |
Аналитик, архитектор |
Анализ, проектирование, контроль |
Мелкий тиран |
Управление посредством детализации и распоряжений |
Человеческие ресурсы |
Катализатор |
Поддержка, наделение полномочиями |
Потребитель |
Уход от ответственности |
Политическая |
Заступник, посредник |
Заступничество, создание коалиций |
Интриган |
Манипуляция, афера |
Харизматическая |
Пророк, звезда |
Предвидение, распределение власти, воодушевление |
Одержимый, фанатик |
Призывы и лозунги вместо управления |
*Источник: Мескон М.Х. Основы менеджмента/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.:Дело, 1999. – 472 с.
К возможностям, предоставляемым компанией (которые может использовать руководитель как виды нематериальной мотивации), можно отнести:
- возможности профессионального роста и повышения квалификации;
- возможности карьерного роста;
- возможности для обучения и развития;
- хорошие условия труда;
- наличие необходимых ресурсов;
- удобный график работы.
Раньше работодатели, подбирая персонал, могли рассматривать очень большое количество кандидатов [41. С. 159-160]. В настоящее время уже потенциальные работники выбирают между организациями с подходящей заработной платой и условиями труда. В приложении 1 указан список материальных и нематериальных мотиваций. Так, квалифицированные специалисты стремятся найти компанию, где смогут и получать соответствующие их профессиональным качествам суммы, и удовлетворять свои потребности в уважении, признании, комфорте и т.д. Окончательное решение при выборе места работы зачастую принимается под влиянием эмоций.
Реализация потенциала человека зависит от его желания выполнить конкретную задачу. Поэтому необходимо обучить сотрудника, хорошо его подготовить и мотивировать, чтобы он занимался конкретной деятельностью именно на этом предприятии, понимая, что со временем возможен служебный рост, большее вознаграждение и признание [28. С. 163].
Другие виды нематериальной мотивации.
Тренинги. Чтобы они имели мотивирующее значение, необходимо выполнить такие условия:
- тренинг адресуется именно тем, кому он нужен реально;
- работники заранее предупреждены о тренинге;
- работники понимают, что их развитие необходимо компании;
- работники понимают, что тренинг - это не принудительное мероприятие, а поощрение;
- тренинг вызывает удивление и интерес;
- исключены карательные меры и упреки (иногда руководители во время тренингов оценивают участников, после чего следует наказание или увольнение);
- на тренингах предусмотрены подсказки, как можно выполнить задание лучше [8. С. 277].
При соблюдении всех или большинства этих условий можно "одним выстрелом убить двух зайцев": привить людям необходимые навыки и мотивировать. Даже если персонал достаточно обучен и квалифицирован (это характерно для компаний, где много давно работающих сотрудников), то главная цель тренинга - отвлечь от повседневной рутины, дать заряд энергии.
Конференции, корпоративные праздники.Такие мероприятия позволяют собрать всех членов коллектива, совместить выполнение рабочих и информационных задач с отдыхом и празднованием торжественных событий. Планируются и проводятся они по-разному, в зависимости от бюджета и традиций организации, но несколько факторов стоит учитывать, чтобы добиться мотивационного эффекта: