рефераты по менеджменту

Разработка предложений и рекомендаций, направленных на стимулирование нематериальной мотивации

Страница
4

*Источник: Система ГАРАНТ Платформа F1 ЭКСПЕРТ Успешная кадровая политика. Зарплатные и нематериальные схемы (Е. Маврицкая, "Двойная запись", N 9, сентябрь 2005 г.)

Считается, что работа ради выгоды организации - задача любого ее сотрудника. На деле об этом нужно постоянно напоминать. В некоторых ситуациях это стремление приходится стимулировать. Желание принести пользу компании необходимо вырастить. Для этого нужно доказать служащим, что их стремление к благу фирмы - не бессмысленное занятие.

Существуют одаренные руководители, которым удается создать команду, рабочую атмосферу и вести людей за собой с помощью только нематериальных стимулов. К последним можно отнести:

- обучение работе (любая дополнительная нагрузка может быть преподнесена как возможность получения бесценного опыта и новой строчки в списке достижений);

- общественное признание заслуг различными способами (отлично действуют устная похвала, грамота, доска почета, статья о сотруднике в СМИ, настольный флаг и т.д.);

- расширение личного пространства (отдельный кабинет, большой стол);

- демонстрация доверия (приглашение на совещание, переговоры и т.п.);

- предоставление комфорта (новый компьютер, кондиционер в отдел, дорогие канцелярские принадлежности);

- дополнительные льготы (они могут быть бесплатны для компании, если договориться об обмене льготами и товарами с партнерами) [36. С. 57-59].

Конечно, это только некоторые действенные виды мотивации. Дополнить список руководитель может самостоятельно, исходя из потребностей своих подчиненных.

Не стоит забывать и о банальной вежливости. В российском менталитете отсутствует фраза "дай (точка)". Есть "дай (выручи), потому что .". Также у нас не принято отказывать: "нет (точка)", как это любят делать западные управляющие. Более привычна формулировка "нет, потому что .". Если объяснить сотруднику "почему это необходимо", ему будет труднее отказать в помощи фирме. Вполне возможно, что он даже станет активистом движения за экономию, так как осознает свою значимость для компании.

Факторы, повышающие нематериальную мотивацию:

- ответственные задачи, способные увлечь сотрудников;

- внимание и поддержка сотрудников;

- вовлечение сотрудников в процесс принятия решений;

- делегирование полномочий и создание условий для проявления инициативы;

- обратная связь: поощрение успехов и конструктивная критика;

- способность вдохновлять и заражать сотрудников своим энтузиазмом.

Корпоративная культура также может играть важную роль в повышении нематериальной мотивации у сотрудников, а именно наличие:

- системы взаимоотношений, принятой в компании;

- чувства причастности к компании;

- командных ценностей;

- корпоративных мероприятий;

- эффективной системы внутрикорпоративных коммуникаций

От роли лидера в организации зависит нематериальная мотивация (таблица 2).

Таблица 2

Зависимость мотивации от роли лидера

Роль лидера

Позитивное проявление

Негативное проявление

Лидер

Действия

Лидер

Действия

Архитектурная

Аналитик, архитектор

Анализ, проектирование, контроль

Мелкий тиран

Управление посредством детализации и распоряжений

Человеческие ресурсы

Катализатор

Поддержка, наделение полномочиями

Потребитель

Уход от ответственности

Политическая

Заступник, посредник

Заступничество, создание коалиций

Интриган

Манипуляция, афера

Харизматическая

Пророк, звезда

Предвидение, распределение власти, воодушевление

Одержимый, фанатик

Призывы и лозунги вместо управления

*Источник: Мескон М.Х. Основы менеджмента/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.:Дело, 1999. – 472 с.

К возможностям, предоставляемым компанией (которые может использовать руководитель как виды нематериальной мотивации), можно отнести:

- возможности профессионального роста и повышения квалификации;

- возможности карьерного роста;

- возможности для обучения и развития;

- хорошие условия труда;

- наличие необходимых ресурсов;

- удобный график работы.

Раньше работодатели, подбирая персонал, могли рассматривать очень большое количество кандидатов [41. С. 159-160]. В настоящее время уже потенциальные работники выбирают между организациями с подходящей заработной платой и условиями труда. В приложении 1 указан список материальных и нематериальных мотиваций. Так, квалифицированные специалисты стремятся найти компанию, где смогут и получать соответствующие их профессиональным качествам суммы, и удовлетворять свои потребности в уважении, признании, комфорте и т.д. Окончательное решение при выборе места работы зачастую принимается под влиянием эмоций.

Реализация потенциала человека зависит от его желания выполнить конкретную задачу. Поэтому необходимо обучить сотрудника, хорошо его подготовить и мотивировать, чтобы он занимался конкретной деятельностью именно на этом предприятии, понимая, что со временем возможен служебный рост, большее вознаграждение и признание [28. С. 163].

Другие виды нематериальной мотивации.

Тренинги. Чтобы они имели мотивирующее значение, необходимо выполнить такие условия:

- тренинг адресуется именно тем, кому он нужен реально;

- работники заранее предупреждены о тренинге;

- работники понимают, что их развитие необходимо компании;

- работники понимают, что тренинг - это не принудительное мероприятие, а поощрение;

- тренинг вызывает удивление и интерес;

- исключены карательные меры и упреки (иногда руководители во время тренингов оценивают участников, после чего следует наказание или увольнение);

- на тренингах предусмотрены подсказки, как можно выполнить задание лучше [8. С. 277].

При соблюдении всех или большинства этих условий можно "одним выстрелом убить двух зайцев": привить людям необходимые навыки и мотивировать. Даже если персонал достаточно обучен и квалифицирован (это характерно для компаний, где много давно работающих сотрудников), то главная цель тренинга - отвлечь от повседневной рутины, дать заряд энергии.

Конференции, корпоративные праздники.Такие мероприятия позволяют собрать всех членов коллектива, совместить выполнение рабочих и информационных задач с отдыхом и празднованием торжественных событий. Планируются и проводятся они по-разному, в зависимости от бюджета и традиций организации, но несколько факторов стоит учитывать, чтобы добиться мотивационного эффекта:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту